Священномученик  Вениамин
 Краткая  биография
 Гдовское  викариатство
 Ректорский крест
 Студенческие  годы Вениамина
 Учитель и ученик
 Избрание  митрополита
 Списки дел  МТРП.Вениамина
“Дело  петроградских  церковников”
 Венец жизни  сященномученика  Вениамина
 Место расстрела
 Гдов
 Гдовский  Дмитриевский  Собор
 Родина св.  Вениамина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Средний сын о. Павла Александр (16 августа 1880 – 1937), окончивший Каргопольское духовное училище, на рубеже XIX - XX веков получил назначение псаломщиком в родной приход, а 8 сентября 1901 года был рукоположен во диакона.

В ноябре 1903 года о. Павел тяжело заболел. К его одру собрались все дети – 3 сына и дочь. Сыновья – архимандрит Вениамин (в то время – ректор Самарской духовной семинарии), диакон Александр и семинарист Григорий – совершили над умирающим таинство елеосвящения. 7 декабря архимандрит Вениамин возглавил погребение усопшего пастыря. Из-за громадного стечения народа литургия и отпевание были совершены не в теплом, а в холодном храме. Заботливая рука прихожан устроила склеп из кирпича, чтобы земля не давила гроба (по этой примете, очевидно, можно будет установить место погребения о. П. Казанского).

Памяти своего отца архимандрит Вениамин посвятил обширный некролог. По богатству автобиографического материала это произведение не имеет себе равных – мало кто из русских святых оставил рассказ о своем детстве. Не случайно очерк «На службе Божией» вошел в один из томов указателя «История России в дневниках и воспоминаниях».

Настоятельское место в Нименском после смерти о. Павла предоставили о. Сергию Тихомирову, который до рукоположения во священника 11 января 1904 года состоял диаконом-псаломщиком в Няндоме. Священником же на диаконской вакансии с лета 1910 года служил у себя на родине о. Александр Казанский.

В сентябре 1912 года Нименскую землю посетил епископ Гдовский св. Вениамин. 10 сентября он отслужил молебен на начало учение в Яковлевской школе, которой заведовал его младший брат. О поездке епископа Вениамина «на родину в Олонецкую губернию» сообщалось также в августе 1915 года. Возможно, с этим его пребыванием в Нименском связаны воспоминания местного старожила П.М. Богданова (1909-1993). Панфил запомнил, как в детстве он получил благословение епископа и печатный образок святителя Питирима Тамбовского (канонизирован 28 июля 1914).

После открытия железной дороги через Няндому Нименский погост стал «воротами в Каргополье». Сама Няндома отстроилась в несколько лет и по единому проекту. Лучшее место в поселке заняла деревянная церковь св. Зосимы и Савватия Соловецких. Она была освящена 21 января 1902 года местным благочинным священником Павлом Казанским. Настоятелем нового храма стал священник Александр Хотеновский, переведенный из Каргополя. После смерти о. П. Казанского он получил назначение окружным благочинным.

19 октября 1917 года нименский священник Сергий Тихомиров был уволен за штат в связи с поступлением в Казанскую духовную академию. В приходе продолжал служить о. Александр Казанский. В начале 1920-х годов, после мученической кончины св. митрополита Вениамина, его младший брат оказался среди обновленческого духовенства . Насколько известно из устных свидетельств, он овдовел, имея трех детей, и вступил во второй брак (что допускалось обновленцами). В этом браке в мае 1925 года у него родилась дочь Вера.

Надолго «задобрить коммунистов» обновленцам не удалось. В 1929 году в СССР была развернута яростная антирелигиозная кампания, жертвами которой стали все верующие и духовенство всех конфессий и юрисдикций. В марте 1929 года в Няндоме, с вопиющем нарушением даже куцего «советского законодательства», была разгромлена и перестроена под суд и прокуратуру Зосимо-Савватиевская церковь . Няндомский горсовет своим постановлением отверг распоряжение высшего органа государственной власти – ВЦИК – «о сохранении церкви за верующими до решения президиума ВЦИК»! Верующим Няндомы какое-то время удавалось пользоваться наспех оборудованным молитвенным домом, но затем был закрыт и он .

Из Няндомы направлялись «безбожные походы» по всему Каргополью, причем одной из главных мишеней был Нименский приход (Андреевский сельсовет). «Шефство» над этим сельсоветом взяла на себя «комсомольская группа содействия партии при гарнизоне г. Няндомы» . На удивительно, что вскоре на огороде о. Александра Казанского нашли винтовку, закопанную в землю. Священник был арестован и заключен в концлагерь Липово на территории родного прихода. Репрессированных использовали здесь как бесплатную рабочую силу на экспортных лесозаготовках. В лагере о. Александр и скончался .

На Нименском погосте древнюю Преображенскую церковь раскатали на дрова, а Никольскую, построенную о. Павлом Казанским, переоборудовали под «Дом отдыха ударника-лесоруба имени 18-й годовщины Октябрьской революции» (впоследствии дом отдыха «Боровое»). Открытие Дома отдыха состоялось 7 ноября 1935 года. Он просуществовал чуть более 50 лет и со временем стал одним из крупнейших в Архангельской области. В начале 1990-х годов прекрасно оборудованный дом отдыха был закрыт, разграблен и брошен на произвол судьбы. Его старейшая постройка, некогда бывшая церковью, сделалась жертвой пожара. Черный обгорелый остов больше 5 лет возвышался на месте древнего погоста. Почти одновременно с пожаром на Нименском погосте школа в деревне Андреевской была переведена из старинного здания в другое, новое. Местная администрация отнеслась к историческому дому Нименского образцового училища как к ненужной обузе и выставила его на торги.

Священномученика митрополита Вениамина в его родном краю впервые открыто и благоговейно вспомнили в связи с канонизацией. Каргопольская и Няндомская районные газеты опубликовали его биографические очерки . Позднее материалы о митрополите и его родственниках начал собирать няндомский краевед В.В. Родин, член Союза журналистов. В октябре 1992 года в Няндоме была зарегистрирована православная религиозная община. Вскоре верующим даже вернули Зосимо-Савватиевскую церковь. Но восстановление обезображенного здания потребует многолетних трудов – при перестройке первым делом снесли алтарную абсиду, световой купол, колокольню…. Богослужения стали совершать на соседней улице, в малом храме, престол которого был освящен во имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Так святитель почти через 75 лет после гибели вернулся во славе на древнюю каргопольскую землю.

В 2000 году Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (директор – Л.И. Севастьянова, зам. директора по научной работе – И.В. Онучина) проводил VI Каргопольские научные чтения на тему «Христианство и Север». В конференции принял участие автор этих строк, представивший подготовленный совместно с А.А. Бовкало доклад о Нименском погосте – родине св. митрополита Вениамина. На 2002 год КГИАХМ запланировал очередные научные чтения «Святые и святыни северорусских земель». В связи с тем, что в тот год исполнялось 80 лет со дня мученической кончины и 10 лет церковного прославления святителя Вениамина, музей выступил с инициативой посвятить конференцию памяти митрополита-священномученика. Это предложение было поддержано Архангельской епархией, администрацией Каргопольского и Няндомского районов. За два года удалось сделать многое, чтобы вывести родину великого архипастыря из «мерзости запустения».

В «Вениаминов день», 13 августа (31 июля ст. ст.) 2002 года едва ли не вся деревня Андреевская высыпала на дорогу у здания старой школы. Сюда собрались представители местных и районных властей, сюда же прибыли из Каргополя участники VII научной конференции.

Под общие аплодисменты глава районной администрации В.М. Сивков открыл установленную на фасаде школы доску с надписью: «В этом здании с 1878 года размещалось одноклассное сельское училище. Основатель – священник Павел Казанский». Для памятника истории юбилей пришелся очень кстати – его сняли с торгов и передали на баланс отдела культуры. Теперь решается вопрос о постановке его под охрану, о выделении средств на ремонт и об использовании под музей и библиотеку.

От школы хозяева и гости направились на холм, где 70 лет назад высились храмы Нименского погоста, а на рубеже второго и третьего тысячелетия от Рождества Христова чернели одни обгорелые бревна постройки, в которой уже трудно было угадать ее первоначальное назначение. Участников процессии ждала удивительная картина – холм как бы помолодел на несколько столетий. Теперь его венчал свежий сруб недостроенной Преображенской часовни, перед которой поднимался к небу высокий поклонный крест. Следы хозяйничанья на святом месте тех, кто «богател не в Бога» и оставил по себе лишь головешки, были стерты с холма, и на нем зазвучала церковная молитва. Может быть, это случилось впервые со дня ареста о. Александра Казанского. Много веков назад первопоселенцы края, закладывая здесь дом Божий, столь же усердно молились, чтобы он простоял до скончания века. Спираль истории вышла на новый виток…

В благоустройстве территории Нименского погоста, которое возглавил начальник РСУ Н.И. Муха, в строительстве часовни приняли участие практически все промышленные предприятия Няндомы. Поклонный крест по старинным образцам изготовили умельцы столярного цеха локомотивного депо.

Освящение поклонного креста возглавил настоятель Ильинского кафедрального собора города Архангельска митрофорный протоиерей Владимир Кузив. Он передал землякам святителя Вениамина благословение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова) и пожелал, чтобы милость Божия была со всеми, кто будет «с добром сюда подходить, молиться и брать отсюда благодать в свои души, в свои семьи, в свой край» . Настоятель няндомского прихода протоиерей Олег Ежов, обращаясь к собравшимся под сенью новоосвященного креста, сказал: «Этот крест необычен своей историей. Пять лет назад мы устанавливали первый крест на месте будущего храма в честь митрополита Вениамина. Второй крест был поставлен при освящении построенного храма. И этот, третий, установлен как память о присутствии на этой земле этого святого» . На память о торжестве Няндомская центральная библиотека издала буклет «Андреевская – родина Митрополита Вениамина Казанского», который раздавался всем, кто пришел почтить его память.

Летом 1916 года епископ Гдовский св. Вениамин, вернувшись в Петроград из Тобольска, где он был участником всецерковного прославления святителя Иоанна Тобольского, особо подчеркнул «народный дух» этих торжеств . Тот же народный и задушевный характер имело совсем скромное первое празднование памяти священномученика-митрополита на его родине. Оно как нельзя лучше соответствует духовному облику самого архипастыря, избранного народом на Петроградскую кафедру. На судебном процессе митрополита Вениамина назвали «простой, немудрящий сельский попик». Непритязательны и знаки, отметившие место его появления на свет: деревянная часовня, пока еще отстроенная только вчерне, и Голгофский крест. На внутреннюю отделку часовни не нашлось средств, и она остается неосвященной.

Но горы движет вера, а не деньги. Святое усердие к своему пострадавшему за Христа земляку, проявленное няндомскими и каргопольскими ревнителями его памяти, привело к результатам, которые еще 3-4 года назад казались «бессмысленными мечтаниями». Дивен Бог во святых Своих!

1. Новиков Н.С. Колыбель опального патриарха. Псков, «Робин», 1999.

Докучаев-Басков Ф.К. Каргополь. Архангельск, 1913. С.3.

Нежный А . Плач по Вениамину // Звезда. 1996. № 4. C .63.

Бовкало А.А., Галкин А.К. Родственные связи св. митрополита Петроградского Вениамина // Из

глубины времен. Вып.8. СПб., 1997. С.147-148; 151.

Гунн Г.П. Каргопольский озерный край. М., «Искусство», 1984. С.36.

Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., Стройиздат, 1973. С.128.

Федоров Б.Н. Каргополь и его окрестности. Л., «Художник РСФСР», 1978. С.66.

Уткин Н.Н. Церковно-архитектурная топография города Каргополя XVIII – середины XIX вв. //

Христианство и Север. По материалам VI Каргопольской научной конференции. М., 2002. С.56.

Посещение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Назарием, Епископом Олонецким и

Петрозаводским, приходов Большешальгского, Каргопольского уезда, и Рубежского, Вытегорского

уезда // Олонецкие епархиальные ведомости [ОЕВ]. 1898, № 6. С.21.

Дурасов Г.П. Каргополье. Художественные сокровища. М., «Советская Россия», 1984. Илл.34.

Галкин А.К., Бовкало А.А. Опыт обучения «поселянских детей» Олонецкой губернии в

николаевское время // Философский век. Альманах 6. Россия в николаевское время: наука,

политика, просвещение. СПБ., 1998. С.143-159.

Бовкало А.А., Галкин А.К. Родственные связи... С. 154-155.

Вениамин (Казанский), иеромонах. Преосвященный Аркадий, Архиепископ Олонецкий, как

деятель против раскола. Петрозаводск, 1901. С.132.

Кенорецкий Н., свящ. 40-летний юбилей свящ. о. Павла Иоанновича Казанского // ОЕВ. 1904, № 1. С.18.

N . N . Открытие Нименского и Ловзангского одноклассных сельских училищ // Олонецкие

губернские ведомости [ОГВ]. 1878, № 89. С.1077.

О народных учителях и школах в Речно-Георгиевском приходе, Каргопольского уезда // ОГВ.

1875, № 49. С.543-545.

ОЕВ. 1916, № 36. С.710.

Государственный архив Архангельской области. Ф.29. Оп.42. Ед.хр.311. Л.114 об.-115.

Объявление благодарности // ОГВ. 1876, № 83. С.912.

О ходе народного образования в Олонецкой губернии // ОГВ. 1876, № 93. С.1041.

Изъявление благодарности // ОГВ. 1878, № 65. С.775.

N . N . Открытие…

ОЕВ. 1901, № 7-8. С.226-227.

Вениамин, архимандрит. На службе Божией. (Некролог) // ОЕВ. 1904, № 3. С.68.

ОГВ. 1892, № 30. С.317.

Памятная книжка Олонецкой губернии на 1908 год. Петрозаводск, 1908. С.145.

Светланин Н. Деревня Шултус // Авангард. Няндомская районная газета. 2002, № 64 (14 августа). С.3.

Галкин А.К., Бовкало А.А. Нименский погост – родина митрополита Вениамина // Христианство и Север. По материалам VI Каргопольской научной конференции. М., 2002. С.85-93.

Вениамин, архимандрит. Цит. соч. С.71.

Фонд Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архив милиции 1918-1929 гг. Дело с материалами о регистрации союзов, объединений и религиозных общин. Л.31 ( 1925 г .). Приношу благодарность главному хранителю фонда О.Б. Пригодиной за предоставленные сведения.

Безбожник. 1929, № 16. С.1.

Ответ мракобесам // Лесной рабочий (Няндома). 1931, № 42 (17 апреля). С.4.

Берем шефство над Андреевским сельсоветом // Лесной рабочий (Няндома). 1930, № 213 (26 января). С.2.

Материалы В.В. Родина (†1999), краеведа из Няндомы.

Бовкало А., Галкин А. Служил своему народу // Каргополье. Газета районного Совета народных депутатов. 1992, № 90 (4 августа). С.2, № 91 (6 августа). С.3; Бовкало А.А., Галкин А.К. Священномученик митрополит Вениамин // Авангард. Няндомская районная газета. 1992, № 154 (14 августа). С.2.

Светланин Н. Обретение утраченного // Авангард. Няндомская районная газета. 2002, № 64 (17 августа). С.1.

Иванова Ю. Время собирать камни // Северная широта. Информационный еженедельник [Няндома]. 2002, № 33 (16 августа). С.1.

Еп. Вениамин о Тобольских торжествах // Петроградский листок. 1916, № 177 (30 июня). С.4.

 

А.К. Галкин.

«Идеже бе воспитан…» (На родине священномученика митрополита Вениамина).

 
 
 
НОВОСТИ

 Добавлен раздел о священномученике Вениамине,
Митрополите Петроградском и Гдовском
=>>>

Православная общественность пытается возвратить здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы =>>>

 Создан новый раздел фотографий, здесь можно посмотреть в каком плачевном состоянии находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы на сегодняшний день=>>>

 Икона дня

ы
 

© 2004-2008, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Hosted by uCoz