История воссоздания прихода церкви Покрова Пресвятой
Богородицы на Боровой (реконструкции событий).
Предыстория передачи здания православного храма Покрова на Боровой улице общине евангельских христиан-баптистов.
В эпоху горбачевской перестройки заканчивалось 70-летнее вавилонское пленение Российской Православной Церкви. К моменту празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году стали нормализоваться отношения государства и церкви. Стало возможным открытие новых приходов. В Ленинграде к концу 1989 года были освящены для богослужения церковь Архангела Михаила в Ломоносове (Ораниенбаум), церковь пророка Ильи на Пороховых, церковь великомученицы Екатерины в селе Мурино. Правящим архиереем в 1989 году был Высокопреосвященнеший Алексий (Ридигер), Митрополит Ленинградский и Новгородский, управляющий Таллинской и Эстонской епархей, управляющий Олонецкой епархией, с 1990 года - Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Ленинграду и Ленинградской области был Игорь Выщепан, его помощником – Николай Николаевич Киров. Этот не доброй памяти Совет 16 марта 1989 года принял постановление о регистрации во Фрунзенском районе Ленинграда религиозного общества евангельских христиан-баптистов и обратился в Исполнительный Комитет Ленинградского городского совета депутатов трудящихся с предложением о предоставлении ему соответствующего помещения для молитвенных целей.
Зарегистрированную общину Церковь ЕХБ «Дом Евангелия» образовал пастор Сергей Иванович Николаев, именующий себя «Пастор Церкви «Дом Евангелия», Епископ Евангельских церквей Северо-Запада». Новая община вышла из недр общины евангельских христиан-баптистов, занимающей здание православной Троицкой церкви в Озерках, построенной к 300-летию Дома Романовых. Советскими чиновниками, носителями умирающей атеистической идеологии, были использованы усилия новорожденной общины реализовать законное право просить у властей помещение для молитвенных целей. Ими была заложена мина замедленного действия - вселение инославных в здание церкви, принадлежавшей до революции ни каким образом не старообрядцам, а православному епархиальному Братству во имя Пресвятой Богородицы. В уставные цели Братства входили, помимо религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, миссионерские задачи по диалогу с инославными конфессиями, в том числе и с штундо-баптистами. Община «Дом Евангелия» первоначально претендовала на здание дореволюционного баптистского молельного дома на Васильевском острове, в советское время оказавшееся на территории и в пользовании завода. Ей было отказано.
Государственная власть (еще советская) в лице Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов своим Решением № 281 от 17.04.1989 г. «О передачи [ так в подлиннике! ] религиозному обществу евангельских христиан-баптистов здания бывшей Старообрядческой церкви», за подписью председателя В.Я. Ходырева, повелела:
«1. В соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», учитывая художественную и историческую ценность, включить в государственный список недвижимых памятников архитектуры местного значения бывшую Старообрядческую церковь по ул. Боровой, 52, литер «В».
6. ...разработка проектно-сметной документации и ремонтно-реставрационные работы по зданию бывшей Старообрядческой церкви будут произведены за счет и силами религиозного общества евангельских христиан-баптистов в соответствии с архитектурно-реставрационным заданием Управления государственной инспекции по охране памятников истории и культуры».
Из этого Решения № 281 становится известно, что предыдущим пользователем здания церкви было Научно-производственное объединение (НПО) бумагоделательного машиностроения имени 2-й Пятилетки. Оно построило железобетонный забор вокруг здания, а при передаче здания община была обязана оплатить установку забора.
Что предшествовало этому Постановлению, какие переговоры велись, какие были выработаны договоренности – не известно. Со слов пастора Сергея Ивановича Николаева, передача церкви была «согласована» уполномоченным с владыкой Алексием (документального подтверждения нет ни в архиве епархии, ни в архиве Уполномоченного, ни в архиве КУГИ). Хотя все же было бы юридически безграмотно согласовывать с никонианским епископом вопрос о бывшем имуществе старообрядцев. Есть мнение, что Митрополиту Алексию, в порядке возвращения Церкви в пользование культовых зданий, проводимого государством с 1988 года, были на выбор предложены: храм Покрова на Боровой улице в руинированном состоянии и Подворье Валаамского монастыря на улице Гааза (по другой версии - храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала) в весьма приличном состоянии. Подразумевалось, что «остаток» из предложенного, хотя и являющееся достоянием Русской Православной Церкви, видимо, должен был решить вопрос о предоставлении «перестраивающейся» властью новорожденной баптистской общине здания под молитвенные цели. Говорят, что справку в Исполком о том, что церковь на Боровой улице старообрядческая, подписал Н.Н. Киров. Термин «старообрядческая» появился в бумагах Уполномоченного по делам религий в связи с отказом Горисполкома на просьбу общины старообрядцев в 70-х или 80-х годах о передаче храма под молитвенные цели.
Баптисты и УГИОП.
В газете Фрунзенского района и телепередаче «600 секунд» того времени прошла информация, что «церковь передали верующим».
В письме в Исполком Ленсовета от 20.09.1990 г. пастор С.И. Николаев пишет:
«С октября 1989 года церковь ЕХБ «Дом Евангелия» на Боровой ул.52 фукционирует, совершая служение, постепенно восставая из руин. Община имеет обширную программу социальной диаконии, которую можно было бы осуществлять значительно эффективнее при более внимательном и скором решении следующих вопросов:
...3. Вмешательство в вопрос взаимоотношений церкви с ГИОПом в их непрекращающемся ДАВЛЕНИИ на церковный совет, на психику прихожан, непрестанными проверками, актами, инспекциями сверх всякого допустимого предела, что негативно влияет на верующих. А уж намеки на то, что евангелисты в «чужом» здании - это «террор»».
За выразительным слогом пастора скрываются события того времени:
привлечение новых членов общины,
раздача заграничной гуманитарной помощи одеждой и продовольствием;
нормальная работа УГИОП, контролирующего выполнение Охранного договора, то есть взятых общиной баптистов обязательств по приведению здания православной церкви в ее первоначальный вид.
Управление государственной инспекции по охране памятников истории и культуры, УГИОП, тогда возглавлял Новиков Ю.В., районным архитектором УГИОП по Фрунзенскому району была Добродеева Л.В.
Протоколом от 12.12.1990 г. совещания у Новикова Ю.В.
«РЕШЕНО: В результате эксплуатации, использования памятника [церкви Покрова Богородицы, ул. Боровая, 52] общиной христиан-баптистов искажен облик памятника - сооружена пристройка; под угрозой уничтожения живопись в интерьере церкви. Признать неправомерным факт передачи этого сооружения Общине христиан-баптистов. Поставить вопрос об изменении решения ЛГИ N 281 от 17.04.1989 г., пп.5.1, 6 и 7».
В письме ГИОП № 7/228 от 28.01.1991 г. в Постоянную комиссию по правам человека Ленгорсовета на имя Алексея Юрьевича Симакова, он же диакон Павел Симаков (в то время - клирик Ленинградской епархии, ныне - священник в юрисдикции РПЦЗ), говорится о нарушениях баптистами Охранного договора от 16.08.1989 г., зафиксированных Актами УГИОП от 24.08.1990 г. и 06.09.1990 г. и предлагается на основании вышеприведенного Протокола «поставить вопрос об изменении использования здания церкви Покрова Богородицы (ул. Боровая, 52) на первоначальное, под молитвенные цели Православной церковью» (текст оригинала).
Митрополит и православная общественность.
Правящий архиерей, теперь уже Высокопреосвященнеший Иоанн († 2.11.1995 г.) (Снычев), Митрополит Ленинградский и Ладожский, был извещен о таковом мнении ГИОП, но никаких встречных предложений или прошений не выдвигал, а на запрос Постоянной комиссии по правам человека (то есть действовавшему с его благословения диакону Павлу Симакову) ответил в письме № 99/6 от 02.02.1991 г. так: «В настоящее время представляется несвоевременной постановка вопроса о возвращении переданного в 1989 году общине евангельских христиан-баптистов храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, 52».
1991-92 годы ознаменованы активной деятельностью некоторых православных граждан уже Санкт-Петербурга (в их числе были и те, которые, спустя время, будут именовать себя «православная общественность», «ревнители православия») умело организованной и направляемой диаконом Павлом Симаковым, бывшим в то время председателем Постоянной депутатской подкомиссии Ленсовета-Петросовета по делам вероисповеданий и религиозных обществ.
Тем временем УГИОП письмом № 9/371 от 15.02.1991 г. обращается в Ленгорсовет: «...УГИОП ставит вопрос об изменении использования здания церкви Покрова Богородицы на первоначальное, т.е. Православной церковью под молитвенные цели, культ которой соответствует историческому облику памятника, его сохранившемуся декоративному убранству.
По нарушениям Закона УГИОП направило материалы в Прокуратуру города (№ 7/2300 от 31.08.1990 г. и № 7/3878 от 10.12.1990 г.) и Прокуратуру РСФСР (№ 7/183 от 25.01.1991 г.)».
В ответе Управлению ГИОП Прокуратуры Санкт-Петербурга № 7-4-1705в/91 от 20.06.1991 г. на письмо № 7/2300 говорится, что «на момент проверки общиной затрачено на реставрацию данного здания значительные средства... оснований для возбуждения уголовного дела не установлено». На запрос депутата Симакова А.Ю. Прокуратурой города был дан аналогичный ответ.
С.И. Николаев в течении 1991 года «неоднократно в своих публичных выступлениях, в том числе по телевидению и в газетах [см. например: «Ленинградская правда» № 154-155 (23196-23197) от 6 июля 1991, статья Лисочкиной М. «Страшнее, чем танки на улицах Вильнюса»], а также в обращениях в Ленсовет, обвинял диакона Павла Симакова в желании выгнать возглавляемую им общину из церкви Покрова на Боровой улице, 52». Это известно из письма диакона Павла Симакова напечатанного в «Вечерке» от 12 августа 1991 под заголовком «Храм на Боровой». Из него же известно, что те «кто хотел восстановления православного богослужения на Боровой.., приходили в храм Покрова, беседовали с членами общины и ныне собирают подписи в поддержку своей инициативы по всем церквам». В архиве Православного Прихода церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой сохранились эти многочисленные подписные листы. В этом же номере «Вечерки» письмо Л. Добродеевой, районного архитектора УГИОП, под заголовком «От православных к баптистам и... обратно, или Как стал храм «яблоком раздора» между конфессиями и государственной инспекцией охраны памятников».
Ответом на статью пастора Николаева С.И. стало также письмо Козева А.Н., руководителя «Инициативной общественной группы экологии рядовой архитектуры (ЭРА)» Санкт-Петербургского отделения Фонда Культуры от 11.07.1991 г., разосланное в 16 адресов. Заместитель главного государственного инспектора по охране памятников РСФСР ответил в письме № 58-25-201 от 12.08.1991 г. на это, что «В адрес мэра города Ленинграда тов. Собчака А.А. направлено предписание о приостановке работ и привлечении общины [баптистов] к ответственности».
В подписных листах на имя Митрополита Иоанна содержалась почтительная просьба православных христиан (около 5000 подписей) «обратиться к городским властям с ходатайством:
• о возвращении храма Покрова Русской Православной Церкви;
• о принятии законодательного положения, исключающего передачу культовых зданий не только светским организациям, но и другим конфессиям».
Секретарь Митрополита Иоанна архимандрит Симон (Гетя) (с 27.12.1995 г. епископ Мурманский и Мончегорский) письмом № 385/11 от 13.11.1991 г. препроводил мэру Собчаку А.А. «по благословению Владыки митрополита Иоанна прошения верующих относительно возвращения Русской Православной Церкви храма Покрова Божией Матери на ул. Боровой».
Реакция Собчака А.А. неизвестна, точнее, оставляющая все без изменения.
|