|
Священномученик Вениамин,
Митрополит Петроградский и Гдовский,
и иже с ним убиенные
Кроток, но непоколеблем был еси, Петрова града избранниче, священномучениче Вениамине, копронимы новыми облеченный, лжепастырьми преданный власти богоборней. Тогда же яви тя Бог учителя безбоязненна, и се завет твой, из заточения возвещенный: да не пощадим мы себе Церкве ради и не предадим святую Церковь себе ради. На суде же беззаконнем твое слово бысть всем дивно: жизнь или смерть ныне возвестите ми, аз же знаменовав себе святым крестом, реку: слава тебе, Господи Боже, о всех.
Стихира, глас 6. Из службы свв. царю-мученику Николаю и всем Новомученикам и исповедникам Российским
Более 80-ти лет назад в ночь с 12-го на 13-ое августа 1922 года на станции Пороховые по Ириновской железной дороге под Петроградом были расстреляны Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, архимандрит Сергий Шеин, бывший присяжный поверенный, юрисконсульт Александро-Невской Лавры и член Правления Общества православных приходов г. Петрограда Иван Михайлович Ковшаров, профессор, юрист, председатель Правления Общества православных приходов Юрий Петрович Новицкий по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей.
При сравнении исповеднического подвига первых христиан и христиан-мучеников XX столетия порой кажется, что не было этих двух тысяч лет христианской эры, что время как будто сжалось в единый миг, и сегодня, как и христиане в глубокой древности, мы слышим тихий и ласковый призыв ныне празднуемого нами любимого ученика Христова, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: “Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Откр. 2.10).
Нетленный венец, венец правды, - эсхатологический дар Божий победителю в жизненном состязании (2 Тим. 4.8). Этот венец присуждает “в день оный” праведный Судия. Получит этот венец тот, кто сохранит верность Христу (2 Тим. 4.7), кто терпеливо переносит страдания, не связывает себя житейскими заботами (2 Тим. 2.3-4), кто, не оглядываясь назад, имеет перед глазами только одну цель - горнюю награду, к которой призывает Бог в Иисусе Христе (Филип. 3.11 -14). Награда эта - воскресение из мертвых, совоскресение со Христом, новая жизнь (Филип. 3.10-11). В Послании святого апостола Иакова (1.12) венец жизни Господь обещает тем, кто любит Его и переносит испытания. В книге Откровения (2.10) венец жизни обещается тем, кто выдержит испытания в преследованиях за Христа, останется верным ему до смерти.
В 1917 году в Петрограде епископ Вениамин вступил во временное управление Петроградской епархией. В мае того же года свободным голосованием клира и мирян состоялось избрание епископа Гдовского Вениамина правящим архиереем на столичную кафедру.
Митрополит Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1873 году в семье священника в Нименском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Духовное образование, азы которого несомненно были заложены в раннем детстве в родительском доме, будущий митрополит начал в Каргопольском Духовном Училище. В 1887 году поступил в Олонецкую Духовную Семинарию, по окончании которой в 1893 году стал студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Студенты Духовной Академии привлекались к работе в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православия среди народа. Деятельное участие в работе этого Общества принял и студент Василий Казанский. Он любил проводить беседы и чтения на религиозно-нравственные темы на заводах и фабриках на окраинах Петербурга. В двадцать два года ( 1895 г .) он принял пострижение и был рукоположен во иеродиакона, а в мае 1896 года - во иеромонаха.
В 1897 году, после окончания Духовной Академии, он преподавал Священное Писание в Рижской Духовной Семинарии, затем в 1898 году был назначен инспектором Холмской Семинарии, а в 1899 году - инспектором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. О нем как о преподавателе и инспекторе его современники вспоминали как о скромном, добром человеке с твердой волей в достижении поставленной цели.
В 1902 году он в сане архимандрита назначается ректором Самарской Духовной Семинарии, а в 1905 году переводится на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. Особое внимание в эти годы он уделяет попечительским делам по оказанию помощи беднейшим воспитанникам духовных школ. В своих словах и речах, обращенных к юношеству, он призывает к труду, любви и единству во Христе на благо ближним своим
Будучи инспектором Санкт-Петербургской Семинарии, он, как н в студенческие годы, участвует в работе Общества распространения религиозно-нравственного воспитания в духе православия. В 1901 году его назначают цензором журнала “Отдых христианина”. В 1904 году архимандрит Вениамин был награжден Орденом святой Анны 2-й степени, а в 1907 году - Орденом святого Владимира 4-й степени.
В начале 1910 года состоялась хиротония архимандрита Вениамина во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. После вступления на епископскую кафедру он совершает поездки по приходам Гдовского уезда, Петербургской епархии, во время "которых были освящены и открыты новые церкви и церковноприходские школы. Он был добрым пастырем, старался помочь попавшим в беду, умел сострадать: 'Каждого, кто приходил к нему за советом и духовным утешением, он не отпускал без доброго напутствия и теплого слова. Даже среди инославных он пользовался уважением.
Проповеди его были просты и искрении и поэтому были доступны простому народу. В тяжелые годы войны (шла Первая Мировая война) в своих обращениях он призывал иметь в душах и сердцах то, что имел и святитель Иоанн Тобольский - “любовь к родившей нас и вскормившей стране”. В архипастырском Слове, обращенном к рабочим в церкви Путиловского завода по случаю чествования останков святых мощей от гроба святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского, он говорил: “Служите ей [Родине - B.C.], кто чем может, особенно вы, возлюбленные братия, прихожане святого храма сего: вашими молотками и станками вы служите нашей родине же, как солдат служит ей ружьем, если будете тверды духом вы и успешны в трудах ваших, будут тверды и успешны в наступлении на фронте. Если ослабеете в трудах ваших вы здесь, то ослабите и силу, и крепость и там - на фронте. Ваша работа на пользу родине приближает и час окончательной и желанной победы” . Во всех его речах, обращенных к пароду, всегда звучал призыв к любви, миру и созиданию.
После Февральской революции 1917 года на пассии в том же храме Путиловского завода Преосвященный Вениамин призывает молиться за “убиенных за благо и свободу народную”, предостерегая от истребления друг друга в завоеванной свободе (Гал. 5.15) и напутствуя к созиданию общества на любви и уважении:
“Молитесь и вы за погибших из любви к вам на улицах нашей столицы. Месяц уже исполняется, как водворилась и утверждена в России свобода. “К свободе вы призваны, братие, только бы свобода [ваша] не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу” (Гал. 5.13)”.
Владыка Вениамин пользовался большой любовью и уважением среди верующих столицы, и в 1917 году свободным голосованием представителей народа и духовенства его избирают главой Петроградской кафедры. В марте этого же года его возводят в сан архиепископа, а за два дня до открытия Поместного Собора Российской Православной Церкви Святейший Синод возводит архиепископа Вениамина в сан митрополита. 15 августа 1917 года открывается Поместный Собор и митрополит Вениамин принимает участие в его работе. Как член Поместного Собора митрополит Вениамин жил в Чудовом монастыре в Кремле. Во время октябрьских событий в Москве ему вместе с другими членами Собора пришлось пережить тяжелые дни (в это время Кремль подвергался обстрелу). В связи с этим митрополит обратился
к Собору, горячо призывая к братолюбию и прощению друг друга:
“Братия Чудова монастыря и его гости - члены Собора, пережив ужасы минувших дней, просят у Всероссийского Церковного Собора благословения, молитв и братского утешения. Ужасные дни пришлось пережить в Кремле, но Господь судил сохранить святыни. Уцелел и я с монастырской братией. <...> В последние дни мы непрестанно молились. Надо пережить, что мы пережили, чтобы почувствовать, что происходило в Кремле. Когда сыпались снаряды, мы молились, чтобы Господь примирил убивающих друг друга. Когда сражавшиеся падали трупами, мы молились “об убиенных во дни и в нощи”. <...> Я же обязан сказать вам, что сохранились мы живыми лишь по милости Божией: все ведь мы нашли свое убежище там, где пребывал Святитель Ермоген. Особенное чувство мы испытали тогда, когда входили в ту часть храма, где скончался Святитель. Было тяжело на сердце. И вот в утешение братии монастыря, я прошу Собор преподать ей благословение, ибо после пережитых ужасов монашествующие чувствуют себя в тяжелой тревоге. Преосвященный настоятель монастыря, епископ Арсений просил меня и других членов Собора передать Собору просьбу их: принять к тому, чтобы Кремль оставался бы священным местом, чтобы из него были удалены посторонние учреждения и арсенал. Кремль уже полит братской кровью, и Преосвященный Арсений, повторяю, усердно просит передать указанную просьбу о сохранении Кремля, как священного для Православной России места. Дерзаю обратиться к Священному Собору еще с одной просьбой. Вчера вечером я пришел в семинарию на собрание членов Собора и слышу там речи. Теперь не время для речей. Ведь пережиты ужасы. Мы не знаем истинного положения дела, его исторической стороны: кто больше виноват, а кто меньше - нам не ведомо. Не надо нам вспоминать бывшее, искать виновников происшедших событий. Вспомним лучше сказанное нашим русским Златоустом, архиепископом Херсонским Иннокентием слова в Великий Пяток: “Теперь не время слов и речей, а время - молиться и плакать”. Прошу поэтому прекратить все речи о минувших событиях - это делу не поможет. Лучше простим всем все и будем молиться, чтобы Господь укрепил силы духовные насельников Чудовой обители, чтобы милость Божия всегда была с ними и чтобы Благодать Божия от сей обители разлилась по всей стране и внесла успокоение в мятущиеся сердца”.
Митрополит Вениамин был далек от политики и хотел, чтобы Церковь жила вне политики, от которой она не раз страдала. Он всеми силами отстранялся от нее во всех своих деяниях, но, к сожалению, она проникала во все сферы деятельности человека, не оставляя и личной жизни в стороне.
|
|