Священномученик  Вениамин
 Краткая  биография
 Гдовское  викариатство
 Ректорский крест
 Студенческие  годы Вениамина
 Учитель и ученик
 Избрание  митрополита
 Списки дел  МТРП.Вениамина
“Дело  петроградских  церковников”
 Венец жизни  сященномученика  Вениамина
 Место расстрела
 Гдов
 Гдовский  Дмитриевский  Собор
 Родина св.  Вениамина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При о. Димитрии Федорове зародилась традиция паломничества школьников из Каменного погоста в Гдов, приуроченного ко дню памяти святых Кирилла и Мефодия, 11 мая. Первый раз оно было совершено в 1902 году, в нем приняло участие до 130 детей. Юные паломники, пройдя 15 верст, молились в Димитриевском соборе за литургией. Совершал ее о. Димитрий в сослужении с уездным наблюдателем церковно-приходских школ, настоятелем гдовской Афанасиевской церкви священником Симеоном Молчановым и священником Каменного погоста о. Иоанном Николаевским. Затем был отслужен молебен святым Кириллу и Мефодию с акафистом и панихида по Н.В. Гоголе и В.А. Жуковском. Детей накормили в чайной общества трезвости, они погуляли по Гдову и после отдыха двинулись в обратный путь 21 . Через 10 лет паломничество в Гдов в день “первоучителей Словенских” объединяло уже почти тысячу школьников и множество Своды Гдовского Дмитриевскго собора. Фото начала ХХ в.взрослых богомольцев 22 .

В сане протоиерея о. Д. Федоров оставался в Гдове недолго – 9 марта 1904 он был перемещен, по прошению, настоятелем Казанской церкви в селе (ныне – город) Тосно Царскосельского уезда. А еще через три года он перешел на место старшего священника Иоанновского женского монастыря в С.-Петербурге, которое и занимал до кончины. В последние полтора года земной жизни о. Иоанна Кронштадтского о. Димитрий неоднократно сослужил “всероссийскому батюшке” в соборе основанной им обители. Таким образом, жизненный путь двух настоятелей Димитриевского собора Гдова, протоиереев Константина Несвитского и Димитрия Федорова, тесно свел их с о. Иоанном – в самом начале и в самом конце его пастырского служения.

В марте 1904 года прихожане гдовского собора встречали нового настоятеля – им стал протоиерей Алексий Иоаннович Грацианов. Выпускник Новгородской духовной семинарии, о. Алексий предшествующие 30 лет служил в Георгиевской церкви Моцкого погоста Гдовского уезда. Там он уже занимал и пост благочинного, и был возведен в сан протоиерея. В Гдове его нагрузка еще возросла: ему пришлось совмещать обязанности благочинного, председателя уездного отделения епархиального училищного совета, законоучителя городского мужского училища. Вероятно, о. А. Грацианов стал хлопотать о помощнике, и 9 сентября 1906 года к Димитриевскому собору был причислен, сверх штата, священник Алексий Абакумов, с назначением уездным наблюдателем церковноприходских школ. Алексий Григорьевич Абакумов вышел из народа. Получив образование в Новгородской учительской семинарии, он начинал свой трудовой путь учителем, а в 1890 году был рукоположен во диакона. С 1892 года его служение проходило в селе Старополье Гдовского уезда 23 . Здесь он выдерживает экзамен по богословию и принимает сан священника. Годы революционной смуты (1905-1906) укрепили его волю, закалили характер - он испытал на себе бесчеловечное отношение людей, проникнутых революционной пропагандой. Свой талант и любовь к школьному делу о. Алексий смог в полной мере раскрыть в должности уездного наблюдателя церковных школ. Он занимал ее 11 лет, заслужив репутацию энергичного и идейного труженика. Его заботами почти половина школ уезда получила собственные прекрасные здания. Он сам вел все делопроизводство, которое было признано образцовым. Круг дел о. А. Абакумова еще увеличился, когда 27 апреля 1910 года он был назначен благочинным 1-го округа Гдовского уезда, сменив протоиерея Димитрия Федорова, который оставался в этой должности и после отъезда из Гдова.

Святитель Вениамин впервые побывал в своем кафедральном городе в конце августа 1910 года, через 7 месяцев после хиротонии во епископа Гдовского. Выехав из столицы 23 августа, владыка к вечеру прибыл со станции Нарва в с. Поля (ныне в черте г. Сланцы), где его ожидало множество прихожан и многочисленное духовенство во главе с гдовским соборным протоиереем А. Грациановым и благочинным священником А. Абакумовым. После всенощного бдения, продолжавшегося три с половиной часа, епископ обратился к богомольцам с назиданием и выразил радость “по поводу того религиозного подъема, какой он сам испытывал во время молитвенного общения с народом”. Сын местного настоятеля, священника Николая Кузнецова, иеромонах Алексий (впоследствии - архиепископ Сарапульский; расстрелян в Ижевске 18 ноября 1938) опубликовал об архипастырском посещении Полей небольшую заметку 24 . Сам же отец Николай, служивший здесь с 1891 года, выстроивший в селе новый величественный храм и открывший в приходе 5 школ, в 1911 году, по представлению епископа Вениамина, будет избран почетным членом епархиального братства Пресвятой Богородицы. Переночевав в Полях, Владыка на другой день совершил литургию в Павловском погосте, а вечером был в Гдове. Обозрению Гдовских городских церквей он посвятил 25 августа 25 . В столицу Владыка вернулся по варшавской железной дороге со станции Плюсса 26 .

К сожалению, церковной жизни далекого Гдовсквого уезда столичные издания уделяли очень мало внимания. Известно, что епископ Вениамин возглавил освящение Космо-Дамиановской церкви в с. Гвоздно, воссозданной после пожара. Оно состоялось 8 октября 1912 года. А на другой день святитель уже служил литургию в Малой Ящере под Лугой. “Здесь необходимо отметить неутомимую деятельность Владыки, которому после продолжительной пятичасовой службы в Гвоздненском храме почти сразу же пришлось выдержать 70-верстный путь на лошадях по проселочной дороге до ст. Струги-Белая [ныне Красные Струги – авт. ] и бодрствовать всю ночь с тем, чтобы поспеть ко времени в Малую Ящеру” 27 . Есть упоминание, что в 1915 году владыка Вениамин снова ревизовал Гдовский уезд, в том числе и село Ремду 28 . Более подробно описаны его поездки по уезду за 1916 год. Первая из них была приурочена к престольному празднику Афанасиевской церкви Гдова, 18 января.

По дороге в Гдов епископ задержался в Нарве, чтобы посетить раненых воинов. Своим вниманием он не обошел даже военнопленных 29 . В субботу 16 января он прибыл в свой кафедральный город и совершил в Димитриевском соборе всенощную и панихиду по убиенным на поле брани. Воскресную литургию владыка служил в Пятницкой церкви и затем возглавил освящение вновь построенного здания Пятницкой церковно-приходской школы. Обратившись к детям, преосвященный “выразил пожелание, чтобы занятия в школе шли также прекрасно, как прекрасно представилась школа в день освящения”. В торжестве участвовал и епархиальный наблюдатель церковных школ протоиерей Алексий Иосифович Западалов, часто сопровождавший владыку в его поездках. (Епископ Вениамин как председатель Епархиального училищного совета осуществлял общее руководство церковно-школьным образованием в епархии). В Афанасиевской церкви ради престольного дня архиерейским чином были совершены и всенощное бдение, и литургия. Пробыв в Гдове три дня, епископ Вениамин, напутствуемый праздничным трезвоном всех городских церквей, отбыл в село Лосицы 30 . Там 19 января предстояло освятить новую школу, по размерам не уступавшую и городским. Она была выстроена благодаря трудолюбию и энергии местного священника Павла Романского. “Строителям, попечителям, учащим, учащимся и организатору школы о. Павлу было произнесено многолетие самим архиереем, после чего он благословил батюшку, учащих и 3 выборных от прихода: К. Родионова, П. Амосова и Н. Антонова, привезенной им иконой Спасителя, в память переживаемого торжества”. В этом глубинном селе, отстоящем на 70 верст от Гдова, владыка положил начало и “Лосицкому подвижному музею”, пожертвовав на него весьма крупную сумму – 75 рублей 31 . Протоиерей Дмитрий Федоров, служивший настоятелем Димитриевского собора почти 20 лет, с 1885 по 1904 гг.

А 20 октября 1916 года “неутомимый владыка прибыл со ст. Нарва, совершив 112 верст, почти не отдыхая” ко всенощной в Покровскую церковь с. Озера. Здесь под спудом почивали мощи преподобного Илариона Гдовского, память которого отмечается 21 октября. В Озерской церкви в 1913-1917 годах служил младший брат епископа Вениамина, священник Григорий Казанский. После литургии был совершен крестный ход к часовне, где на невысоком холме любил молиться преподобный Иларион. “Стара, убога и мала часовня. Начато дело о постройке новой, но скудны местные средства. С покосившегося крыльца ее в конце молебна владыка обратился вновь с речью к народу” 32 . За десятилетия, прошедшие с того дня, сколько твердынь рассыпалось в прах, сколько великих держав кануло в Лету! А убогая часовня в Озерах, с крыльца которой проповедовал святитель Вениамин, и сегодня встречает паломников как символ силы Протоиерей Алексий Грацианов, настоятель Гдовского Димитриевского собора в годы святительства сщмч. митрополита Виниамина.

Божией, совершаемой в немощах ...

Гораздо чаще, чем священники, в Димитриевском соборе менялись в начале XX века диаконы. С 28 ноября 1900 года соборным диаконом состоял Евгений Григорьевич Любимов, который 26 мая 1906 года был определен священником к церкви села Чермы под Гдовом. На его место рукоположили псаломщика гдовской Афанасиевской церкви Иоанна Алексеевича Фортунатова. 1 марта 1911 года он был перемещен в Петербург, а впоследствии служил в Тихвинской церкви села Путилове. Там диакона Иоанна арестовали, и в декабре 1937 года он претерпел мученическую кончину 33 . 12 мая 1911 года на вакансию штатного диакона при соборе был определен старший учитель Скамейской второклассной школы Гдовского уезда Григорий Васильевич Дмитриев. Он стал первым из церковных учителей, получивших диаконское место в поощрение за многолетние педагогические труды. Учителем Г.В. Дмитриев проработал 17 лет, из них в Скамье – 11 34 . В числе его учеников был Николай Владимирович Иванов – один из создателей краеведческого музея в Гдове в 1919 году и инициатор его возрождения после Великой Отечественной войны. После 4 лет службы в Гдовском соборе диакон Г. Дмитриев был определен священником к церкви Воскресенско-Покровского монастыря близ деревни Нежадва, Лужского уезда. С закрытием монастыря его храм стал приходским, и о. Григорий продолжал служить в нем. Известно, что он священствовал в Нежадве еще весной 1937 года. Новым соборным диаконом 8 июля 1915 года был назначен о. Леонид Павлович Студийский, перемещенный из села Щепец Гдовского уезда. “Большой террор” 1937 года застал диакона Леонида в штате Воскресенского собор Луги. 17 ноября он был арестован и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей 35 .

Гдов. Крепость. Духовенство Гдова и Гдовского уезда после кресного хода из уездный храмов в собор в праздник свв. Кирилла и Мифодия. Фото начала ХХ в.В сентябре 1916 года Димитриевский собор Гдова стал свидетелем единственного в своей истории события – единодушного чествования духовенством, земством и всеми сословиями о. Алексия Абакумова по случаю 30-летия его учительства, 25-летия священства и 10-летия наблюдательства 36 . Ранее в том же году о. Алексий был возведен в сан протоиерея, а за год до того – утвержден почетным членом епархиального братства Пресвятой Богородицы как заявивший себя “особо ревностной деятельностью в пользу церковных школ”. Литургию в соборе в юбилейный для о. А. Абакумова день служило 17 иереев во главе с прибывшим в Гдов епархиальным наблюдателем протоиереем А. Западаловым. Виновнику торжества – церковно-школьному инспектору, благочинному, гласному уездного земского собрания – поднесли золотой наперсный крест, икону, адреса, ценные подарки... Этот день можно считать лебединой песнью приходской школы в Гдовском уезде. Не пройдет и года, как Временное правительство примет решение о передаче общеобразовательных школ духовного ведомства в министерство народного просвещения.

В связи с этим решением митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин резолюцией от 30 ноября 1917 года, не освобождая епархиального и уездных (бесприходских) наблюдателей от должности, предоставит им места при кладбищенских церквях Петрограда 37 . Протоиерей Алексий Абакумов будет вынужден проститься с Гдовом, где прошло самое плодотворное десятилетие его жизни, чтобы занять место приписного священника Смоленского кладбища. После гибели митрополита Вениамина он окажется в рядах обновленцев и даже будет возведен в сан протопресвитера (не позже 1935 года). Его миновал террор 1937-38 годов, который целенаправленно выкосил почти всех “служителей культа”. Протопресвитер А. Абакумов скончался настоятелем обновленческого Преображенского собора в первые месяцы блокады Ленинграда – 19 декабря 1941 года.

История Димитриевского собора Гдова в послереволюционные годы известна лишь в самых общих чертах. В начале 1918 года, когда Эстония была занята кайзеровскими войсками, город стал прифронтовым, а затем на 22 года – пограничным. Независимость Эстонии началась с провозглашения в ноябре 1918 года “Эстляндской Трудовой Коммуны”. Один из первых декретов местных коммунаров объявлял представителей духовенства всех исповеданий контрреволюционерами и предписывал им покинуть пределы “свободной Эстляндии” в 24 часа 38 . Поскольку никто из духовных лиц не пожелал бросить свою паству, для приведения декрета в жизнь понадобились палачи. Среди пострадавших за Христа был и протоиерей Знаменской церкви в Ивангороде Димитрий Чистосердов – многолетний наблюдатель церковно-приходских школ Ямбургского уезда, соседнего с Гдовским. Протоиерей Алексий Грацианов не мог не знать его по совместной церковно-школьной работе.

В Петроградской губернии подобной резни не произошло, но ее жители познали все прелести “красного террора” и “военного коммунизма”. Поэтому не удивительно, что приход белых пробуждал надежды на мир и справедливость, которые тоже, к сожалению, оказывались тщетными. Гдов 13 мая 1919 года на 6 месяцев был занят отрядом С.Н. Булак-Балаховича. Крестьяне “спешили избавиться от большевиков и с распростертыми объятиями, под звон колоколов встречали батьку Балаховича. Гдовичи ликовали...” 39 . Однако по жадности и жестокости белые немногим отличались от красных. Советская власть была восстановлена в Гдове 7 ноября 1919 года – в 3 часа пополудни в город вошел коммунистический отряд. Это случилось перед всенощной под престольный праздник городского Димитриевского собора. Так что и красных здесь пришлось приветствовать звоном “во вся”.

Купол Гдовского Димитриевского собора. Фото акад. Покрышкина (начало ХХ в.)Богослужения в гдовском соборе продолжались до середины 1930-х годов, и его настоятелем по-прежнему оставался протоиерей Алексий Грацианов. По свидетельству потомственной гдовички Анфисы Николаевны Завьяловой, 1930 года рождения, которую

крестил о. Алексий Грацианов, власти “12 раз закрывали собор”, но жители города каждый раз отстаивали свое право молиться в нем. Протоиерей А. Грацианов был известен далеко за пределами Гдова и пользовался исключительной любовью и уважением верующих. Прослужив в Димитриевском соборе 30 лет, он отметил редчайший юбилей – 60-летие священства. В конце концов, заслуженный 90-летний пастырь был выслан с дочерью из Гдова... О том, что случилось дальше, нетрудно догадаться. “Большевики старались всюду осквернить памятники старины, В Гдовском Кремле они устроили местную Лубянку и оттуда наводили ужас на жителей. Храм св. Димитрия был закрыт” 40 . Гдов. Крепость. Памятник Императору Александру II. Фото начала ХХ в.

В автобиографическом очерке В.А. Десятникова, сына советского офицера-пограничника, есть несколько строк, посвящен гдовскому собору. Впечатления автора относятся к 1938 году. “В крепости находился штаб 8-го пограничного отряда Ленинградского военного округа. Когда мы приехали в Гдов, пришлось ночевать в крепостной церкви, так как другого жилья нам предоставить не могли. Церковь к тому времени не действовала. Было такое впечатление, будто люди только что ушли, оставив все на своих местах – толстые книги в кожаных переплетах, дорогие одежды, расшитые крестами, иконы в стеклянных ящиках-киотах. В храме была звенящая тишина... Нам с сестрой нравился медовый запах свечей, и мы попросили пододвинуть наши лавки ближе к свечному ящику. Никого, кроме нас, в храме не было, но все почему-то разговаривали шепотом” 41 .

Гдов. Руины Димитриевского собора после взрыва 27 января 1944 г.Восьмилетний мальчик, конечно, не знал, что 125 годами ранее, при нашествии Наполеона, многие русские храмы пережили подобное испытание. Богослужебные напевы в них сменила звенящая тишина. “Если они умолкнут, то камни возопиют”, – сказал Господь (Лк. 19: 40). Исполнение этих слов началось 22 июня 1941 года.

1 Журнал, или Поденная записка, Блаженныя и вечнодостойныя памяти государя Императора Петра Великого с 1698 года, даже до заключения Нейштатского мира. Часть 1. СПб., 1770. С.124.

2 Там же. С. 144.

3 Камер-фурьерский журнал 1780 года. СПб., 1888. С.292-294.

4 Построена в 1143 г., с 1453 г. – Димитриевский собор (Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в Х1У-ХУ вв. М., “Наука”, 1985. С.203-205).

5 Косточкин В.В. Древние русские крепости. М., “Наука”, 1964. С.45-52.

6 Седов В.В. Псковская архитектура XVI века. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. М., 1997. С.6.

7 Там же. С.37.

8 Себов В.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996 (Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. Выпуск VIII). С.230.

9 Бобровский А.П. Собор св. великомученика Димитрия Солунского в Гдове // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып.10. СПб., 1885. С. 127.

10 Скроботов Н.А. Памятная книжка окончивших курс в С.- Петербургской духовной семинарии. С 1811 г. по 1895 г. СПб., 1896. С.2-3.

11 Там же. С.23.

12 Андреев Е. Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб., 1885. С. 168-169.

13 Антонов В.В. , Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т. 1. СПб., 1994. С.161, 162-163.

14 Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб., 2000. С.84.

15 Скроботов Н.А. Цит. соч. С.73.

16 Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 678. Оп.2. Д. 17. Л.54 об--55 об.

17 Шкаровский М.В. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. История обители. СПб., 1998. С. 119. (Дату кончины протоиерея Д. Федорова автор приводит по старому стилю – 13 июня, а дату погребения – по новому, 30 июня).

18 Летопись общественной жизни за прошлую неделю в России и заграницей // Церковный вестник. 1886. №27. С.435.

19 С.-Петербургский духовный вестник. 1900, № 46. С. 573.

20 Памятная книга по С.-Петербургской епархии. СПб., 1899. Стлб.279-281.

21 С. И. Н-ий. Наше паломничество в Гдов. (Корреспонденция) // Известия по С.-Петербургской епархии. 1902, № 13-14. С.19-21.

22 30-летний юбилей пастыря // Петербургский листок. 1913, № 141 (25 мая). С.5.

23 Памятная книга по С.-Петербургской епархии. СПб., 1899. Стлб. 300.

24 Алексий (Кузнецов), иеромонах. Посещение Епископом Гдовским Вениамином села Полей, Гдовского уезда // Известия по С.-Петербургской епархии. 1910, № 18. С. 25-27.

25 Поездка еписк. Вениамина на ревизию // Колокол. 1910, № 1329 (26 августа). С.З.

26 Приезд епископа Вениамина // Нарвский листок. 1910, № 97 (24 августа). С.З.

27 Храмовой праздник в селе Малая-Ящера, Лужского уезда // Известия по С.-Петербургской епархии. 1912, №21. С. 10-11.

28 Сиротин М., свящ. Школьное торжество // Известия по Петроградской епархии. 1916, № 15. С. 7-8.

29 Посещение преосвященным Вениамином больных и раненых воинов // Нарвский листок. 1916, №12 (19 января). С.2.

30 Ласкеев М., свящ. Дни церковных торжеств в г. Гдове // Известия по Петроградской епархии. 1916, №6. С. 2-4.

31 Исаков Г. Торжественное архиерейское освящение Лосицкой двухкл. цер.-пр. школы //

Известия по Петроградской епархии. 1916, № 13. С. 7-8. О строительстве Лосицкой школы см. также: Алпатов Ал. Гдовщина// Русская провинция. 1992, № 3. С.55-56.

32 Казанский Г., свящ. Церковное торжество // Известия по Петроградской епархии. 1916, № 48. С. 6-7.

33 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. Изд. 2-е. СПб., 2002. С.246.

34 Редкая хиротония // Петербургский листок. 1911, № 139 (23. Мая). С.4..

35 Синодик... С.230.

36 Участник торжества. Труженик на ниве народной // Известия по Петроградской епархии. 1916, № 44. С. 7-8; № 45. С.6-8.

37 Распоряжения Епархиального Начальства // Известия по Петроградской епархии. 1917, № 51. С. 2.

38 Изгнание духовенства из пределов Эстляндии // Северная коммуна. 1918, № 179 (14 декабря).

39 Романов А. 1919 год в Гдове // Известия Гдовского Уездного исполнительного Комитета и Уездкома Р.К.П. (больш.). 1922, № 38 (4 ноября). С.З.

40 Назаров С. В старинном городе // За Родину (Псков), 1943, № 159 (12 июля). С.З.

41 Десятников В.А. Устоять под лавиной нигилизма // Молодая гвардия. 1989, № 9. С.5.

А.К.Галкин

 
 
 
НОВОСТИ

 Добавлен раздел о священномученике Вениамине,
Митрополите Петроградском и Гдовском
=>>>

Православная общественность пытается возвратить здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы =>>>

 Создан новый раздел фотографий, здесь можно посмотреть в каком плачевном состоянии находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы на сегодняшний день=>>>

 Икона дня

 

© 2004-2008, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Hosted by uCoz