Священномученик  Вениамин
 Краткая  биография
 Гдовское  викариатство
 Ректорский крест
 Студенческие  годы Вениамина
 Учитель и ученик
 Избрание  митрополита
 Списки дел  МТРП.Вениамина
“Дело  петроградских  церковников”
 Венец жизни  сященномученика  Вениамина
 Место расстрела
 Гдов
 Гдовский  Дмитриевский  Собор
 Родина св.  Вениамина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ИДЕЖЕ БЕ ВОСПИТАН…»

Нименгский погост - родина св. митрополита Вениамина

Карагополь. Христовоздвиженский собор.Нименгский погост, где прошло детство священномученика митрополита Вениамина, где он воспитывался, «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лк. 2: 40), в XIX – начале XX века относился к Андреевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии и епархии. С 1937 года старинный волостной центр – деревня Андреевская, вблизи которой располагались утраченные ныне деревянные храмы погоста, входит в состав Няндомского района Архангельской области. Существует два варианта написания названия Нименгского погоста: Нименгский и Нименский. В разговорной речи «г» часто опускается. Старинное название погоста - Нименьгский, по реке Нименьге.

За последние 10-15 лет выведены из забвения родные места многих новопрославленных русских святых. Ярким примером подобной ревности историков, реставраторов, благотворителей стало восстановление и освящение каменной Воскресенской церкви погоста Клин, вблизи Великих Лук – родины св. Патриарха Тихона 1. К сожаленью, для Каргополья и, в частности, для «Нименской земли», уроженцем которой был один из величайших русских святых первой четверти ХХ века, благоприятное время еще не наступило. Даже для консервации уникального деревянного храма в Большой Шалге под Каргополем, где служил диаконом дед Петроградского митрополита- священномученика, не хватает ни воли, ни средств…

Митрополит Вениамин происходил из старинного духовного рода Олонецкой епархии. Многие из его родственников священствовали в селах Каргопольского и соседнего Вытегорского уездов. На Каргополье и были заложены основы светлого христианского мировоззрения будущего митрополита, воспитанного в традициях подвижнического служения простому народу.

Каргополь – этот «маленький, но цельный образчик древней Руси» , во многом представляет собой город-загадку. Достоверно неизвестно ни время его основания, ни происхождение названия. Необыкновенен герб Каргополя, изображающий «древнее жертвоприношение, а именно: в голубом поле овна, возложенного на костер горящих дров для всесожжения» (на память приходит эпитет Александра Нежного – «агнец-Вениамин» ). О былом расцвете и величии города к началу ХХ века свидетельствовали его 16 церквей (не считая двух домовых и кладбищенской) и два монастыря. Даже теперь, когда в Каргополе уничтожены монастырские ансамбли и четвертая часть храмов, а внутреннее убранство большинства оставшихся погибло полностью, город своими памятниками архитектуры громко "хвалит Господа".

С начала XVIII века Каргополь оказался крупнейшим городом на тракте, связавшем Санкт-Петербург с Архангельском (через Вытегру). На полпути между Вытегрой и Каргополем находился храм упраздненной в 1764 году Казанской пустыни. В нем имелась чтимая икона, поклониться которой считали долгом многие проезжающие по тракту. При упразднении пустыни ее храм получил самостоятельный причт в составе священника, дьячка и пономаря, хотя прихожан здесь и не было. К этому храму в 1794 году митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым) был определен в пономари пономарский же сын 13-летний Федор Матфеев – прадед св. митрополита Вениамина. Федор Матфеев прослужил пономарем Казанской пустыни более полувека, до самой кончины в 1847 году. Его сыновья, обучаясь в Каргопольском духовном училище, получили фамилию Казанских – очевидно, по месту служения отца.

Старший сын пономаря Казанской пустыни, Иоанн Федоров Казанский, в 1820 году стал пономарем Боросвидской Георгиевской церкви (ныне село Бор, или Давыдово Каргопольского района, на реке Свидь). В административных границах того времени это село относилось к Кирилловскому уезду Новгородской губернии. После того, как в 1828 году была учреждена самостоятельная Олонецкая епархия, Иоанн Казанский постарался перевестись в нее – там оставались все его родные. 5 апреля 1831 года первым епископом Олонецким и Петрозаводским Игнатием (Семеновым) он был рукоположен во диакона к Большешальской Христорождественской церкви Каргопольского уезда, где и прослужил 15 лет. Здесь, в Большой Шалге, у о. Иоанна Казанского и его жены Ульянии Николаевой родился сын Павел (31 октября 1840 – 5 декабря 1903) – отец св. митрополита Вениамина. В 1846 году диакон Иоанн Казанский был перемещен в значительно более многолюдный Тихмангский приход Вытегорского уезда .

До наших дней не дошел ни деревянный шатровый храм Казанской пустыни 1675 года постройки, ни каменные храмы Тихмангского погоста. Стоящая на левом берегу реки Свидь в селе Бор каменная Георгиевская церковь датируется 1862 годом. «Маленькая церковь эта при всей своей непритязательности наделена благородством облика и хорошо рисуется в пейзаже» . Но как постройка относительно позднего времени, она не имеет непосредственного отношения к роду митрополита Вениамина. Таким образом, самым древним и уже потому бесценным памятником на Каргопольской земле, напрямую связанным с двумя поколениями рода Казанских – дедом и отцом святителя, – становится чудом уцелевший ансамбль Большешальского погоста.

Большая Шалга находится в 9 верстах к востоку от Каргополя по Шенкурскому тракту. Современный ансамбль погоста сложился около 150 лет назад и состоит из более древнего деревянного храма и каменного, выдержанного в формах классицизма. Главный престол деревянной шатровой церкви посвящен Рождеству Христову (как и городской собор Каргополя), в теплой трапезной устроен Благовещенский придел. Эта церковь принадлежит к типу «восьмерик на четверике», но отличается от других подобных храмов редкой динамичностью пропорций. «Высокий башнеобразный объем храма соответствует его постановке в глухом лесу вдали от дорог среди высоких елей» . Деревянная церковь Большой Шалги датируется 1745 годом , но ее западная половина с теплым приделом в действительности еще старше. Готовый сруб «по рассказам старожилов привезли из Каргополя от Николы»: в городе к тому времени деревянный Никольский храм заменили на каменный . Потолок трапезной части Христорождественской церкви поддерживали два украшенных резьбой столба, один из которых (перед иконостасом придела) был впоследствии удален. Стоящая к юго-востоку от деревянной каменная Покровская церковь сооружена в 1857 году. Судя по архитектуре, эта дата относится к окончанию строительства храма, которое в условиях бедных северных приходов нередко растягивалось на 20-25 лет. Боковые приделы каменного храма (во имя священномученика Антипы Пергамского и во имя святителя Николая) могли быть подготовлены к освящению лет на 10-15 раньше, чем «настоящая церковь». Не исключено, что в них успел послужить диакон Иоанн Казанский.

Из Большой Шалги происходит поясная икона св. Николы первой половины XVI века (очевидно, храмовый образ Никольского придела), которая ныне хранится в Русском музее .

Карагополь. Здание Духовного училища (второй этаж надстроен в советское время). Современный вид.За последние 10 лет каменная церковь Большешальского погоста выведена из запустения, отремонтирована и освящена. Однако возродившийся приход демонстративно отгородился от деревянного шатрового храма, бросив его на произвол судьбы. Надо полагать, нынешним наследникам строителей замечательного церковного ансамбля не по силам содержать оба храма. Но как можно вообще отказаться от ответственности за сохранность древней святыни! Ведь бревна, доски, гвозди найдутся в любом дворе, а постоянная забота как правило требует минимальных расходов. В итоге в то время как Покровская церковь приукрашалась, как невеста, рядом стоящая Христорождественская пришла в аварийное состояние. Ее более старая и конструктивно ослабленная западная часть готова рассыпаться, что приведет к гибели всего здания. Нужно бить в набат, чтобы не допустить катастрофы. Государственные органы, церковные инстанции, спонсоры, мастера-плотники обязаны срочно объединить усилия для спасения храма-памятника, в котором был крещен и воцерковлялся отец св. митрополита Вениамина.

В 1861 году Павел Казанский окончил в Петрозаводске полный Большешальский погост под Каргополем. Каменный храм Покрова и деревянный  (шатровый) Рождества Христова. Современный вид.курс Олонецкой духовной семинарии. Как и многие ее выпускники, до принятия священного сана он получил место наставника (учителя) одного из сельских училищ – Нименского, в родном Каргопольском уезде. Крестьяне Олонии не знали крепостного гнета, и народное образование получило здесь развитие раньше, чем в других регионах России. Первый опыт широкогоБольшешальский погост под Каргополем. Каменный храм Покрова и деревянный  (шатровый) Рождества Христова. Современный вид. приобщения крестьянских детей к грамоте относился еще к 1830-х годам, когда архиепископ Игнатий (Семенов) предписал духовенству епархии заняться учебным делом «домашним способом» . Инициатива открытия сети сельских училищ в уездах Олонецкой губернии принадлежала палате государственных имуществ. В Каргопольском уезде еще в 1851 году возникло 4 таких школы, одна из них – в деревне Андреевской Нименского прихода. Приходским священником в то время там был о. Александр Васильевич Смирнов (около 1818 – 8 июня 1857), дед св. митрополита Вениамина по матери. После ранней кончины о. Александра заботливый архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Федоров) перевел в Нименское брата его вдовы, священника Косьму Охотина. Таким образом, осиротевшие дети о. Александра остались в родном доме. Старшей из них, Марии, было всего 13 лет .

В Нименском приходе в середине XIX века проживало немало старообрядцев, а как писал архиепископ Аркадий, «без особенного усмотрения и примерного испытания не единожды не назначался священник в приход, зараженный расколом» . Павел Казанский учительствовал в Нименском Андреевском сельском училище два года, а затем архиепископ Аркадий благословил его на брак с Марией Смирновой и 27 июля 1863 года рукоположил во священника к местному храму. Следовательно, владыка был уверен в его «способности и благонадежности /…/ к полезному служению во священном сане при Нименской церкви». Он не ошибся: о. Павел, «пастырь по глубокому убеждению и призванию» , усердно и успешно священствовал в этом приходе 40 лет, до последнего вздоха. В семье о. Павла и Марии Казанских выросли три сына и дочь. Василий (так звали в миру священномученика митрополита Вениамина) был старшим ребенком – он родился в Нименском 17 апреля 1873 года.

От времени жизни святителя на его родине уцелела единственная мемориальная постройка – здание школы в деревне Андреевской, которой исполнилось 125 лет. Из них 115 лет она использовалась по своему прямому назначению. Эту школу освящал отец митрополита, он же много лет законоучительствовал в ней.

При освящении здания о. Павел Казанский сказал глубокопрочувствованное слово, указав в нем на «те заботы Правительства, земства и частных лиц, которые предпринимаются для образования народного» . Действительно в истории строительства скромной сельской школы как в капле воды отразилась эпоха великих реформ императора Александра II , желавшего видеть своих подданных свободными и просвещенными людьми.

На рубеже 1850-60-х годов казне пришлось урезать расходы на школьное дело, которое легло на плечи сельских священников. Первые 8 лет пастырства о. Павел совмещал службу на приходе с прежней своей должностью наставника местного училища. Подобная картина, очевидно, стала правилом. Так, старший брат о. Павла, Петр Казанский, в 1857-59 годах учительствовал в селе Река Каргопольского уезда, а затем был рукоположен во священника к Речно-Георгиевской церкви, с оставлением на учительской должности . Только в 1871 году в школах этих приходов вновь появился учитель в светском звании, а священник занял положение законоучителя. Сельские школы перешли тогда в ведение новых органов местного самоуправления – земств.

Наставником Нименского земского училища в 1871-74 годах трудился выпускник Олонецкой духовной семинарии Петр Скородумов (впоследствии – священник в Каргополе; + 30 ноября 1916 ). Он и стал восприемником младенца Василия Казанского при его крещении в церкви Нименского погоста 22 апреля 1873 года – в Неделю жен Мироносиц.

Вопрос об учреждении образцовых одноклассных училищ был поднят Олонецким губернским земством в 1873 году. В Каргопольском уезде таких училищ предполагалось открыть два, одно из них – в Нименском приходе. Прихожане о. Павла, крестьяне деревни Андреевской, уступили под школу десятину земли. Денежные средства на строительство и содержание школьных зданий складывались из сумм, отпущенных как земскими собраниями 1875 и 1877 годов, так и министерством народного просвещения. Поступали и частные пожертвования. Один из жертвователей, непременный член Каргопольского уездного по крестьянским делам присутствия П.Э. Мудров, оплатил «вывозку лесных материалов для постройки дома для Нименского образцового училища» . Он же организовал и успешное строительство школы хозяйственным способом, причем был выбран самый лучший проект: классная комната имеет окна в двух стенах.

Дер. Андреевская. Школа (Нименское образцовое училище), где законоучительствовал иерей Павел Казанский, отец Владыки, и где бывал его сын Василий (будущий митрополит Вениамин). Мемориальная доска на здании школы.Нименское земское училище не случайно предназначалось к преобразованию в образцовое. Оно входило в число лучших училищ уезда . «За отличное усердие и примерное исполнение учительских обязанностей» его законоучителю священнику Павлу Казанскому и учителю Николаю Лебедеву в 1878 году была вынесена благодарность от управления учебного округа .

Освящение образцового училища в деревне Андреевской состоялось 19 сентября 1878 года. Участники торжества, взрослые и дети, собрались в храм на Нименский погост, отстоящий на версту от деревни. Оттуда в школу направилось многолюдное шествие с училищной иконой «среди живописной местности, чисто швейцарской, по горамДер. Андреевская. Школа (Нименское образцовое училище), где законоучительствовал иерей Павел Казанский, отец Владыки, и где бывал его сын Василий (будущий митрополит Вениамин). Мемориальная доска на здании школы. между озерами, при тихой и ясной погоде» . О. Павел совершил в школьном здании водоосвящение и молебствие. В новой школе он продолжал оставаться законоучителем до самой кончины, и 3 марта 1901 года удостоился награждения орденом св. Анны 3-й степени «за 25-летние труды по народному образованию» .

С конца 1880-х годов о. Павел Казанский открывает по деревням своего прихода 5 церковных школ. «Первое время учителями в них были воспитанники о. Павла, которые и трудились под его руководством, – писал в некрологе отца святитель Вениамин. – Двое и теперь еще остаются: один даже состоит учителем церковно-приходской школы и на хорошем счету, хотя он окончил только начальное училище» . Очевидно, речь идет об многолетнем учителе деревни Яковлевской Якове Евдокимовиче Зарубине, который упоминается в школьном отчете за 1890-91 год и оставался в должности еще в 1908 году . Иеромонах Вениамин (Казанский) с 22 декабря 1899 года состоял попечителем церковно-приходских школ Нименского прихода, сохранив за собой это звание и после хиротонии во епископа в 1910 году. От пяти школьных зданий до наших дней уцелело одно – в деревне Шултус, «обветшавшее, но не разграбленное» .

Нименский погост занимал живописный пригорок у Шенкурского тракта в том месте, где к нему подходил рукав Борового озера . При прокладке современного шоссе трасса была несколько спрямлена, и от деревни Андреевской до погоста сохранился участок старого грунтового тракта. Таким образом, и сегодня можно пройти по проселку, освященному стопами будущего Петроградского архипастыря. С последнего поворота открывалась лучшая панорама погоста, в которой оба храма были обращены к путнику с юго-востока.

На плечи о. Павла Казанского в начале его служения в Нименском легло строительство нового летнего Никольского храма с колокольней и реставрация теплого храма XVII века, Преображенского. При этом зимняя церковь сохранила оригинальное кубоватое завершение, распространенное только на Каргополье. Ее грузные формы удачно уравновешивали силуэт нового храма. Большой священнический дом на погосте также был построен о. Павлом. «Дом его был открыт для всех, – вспоминал святитель Вениамин. – Проезжающие, проходящие, особенно духовного звания, находили себе ласковый, даже родственный прием. Зато и знали о. Павла по всей округе» . С 1888 года священник Павел Казанский состоял благочинным V округа Каргопольского уезда. В благочиние, кроме Нименского, входило еще 7 приходов. Когда же была проведена железная дорога Вологда-Архангельск, в 10 верстах от Нименского погоста при станции Няндома вырос крупный поселок. В 1901 году там открыли приход, который пополнил благочиние о. П. Казанского.

Следующая страница =>>>

 
 
 
НОВОСТИ

 Добавлен раздел о священномученике Вениамине,
Митрополите Петроградском и Гдовском
=>>>

Православная общественность пытается возвратить здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы =>>>

 Создан новый раздел фотографий, здесь можно посмотреть в каком плачевном состоянии находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы на сегодняшний день=>>>

 Икона дня

 

© 2004-2008, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Hosted by uCoz