Священномученик  Вениамин
 Краткая  биография
 Гдовское  викариатство
 Ректорский крест
 Студенческие  годы Вениамина
 Учитель и ученик
 Избрание  митрополита
 Списки дел  МТРП.Вениамина
“Дело  петроградских  церковников”
 Венец жизни  сященномученика  Вениамина
 Место расстрела
 Гдов
 Гдовский  Дмитриевский  Собор
 Родина св.  Вениамина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гдовское викариатство

Гдов. Кафедральный Дмитриевский собор. Фото начала ХХ в.

Гдовское викариатство, учрежденное в 1892 году при митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии, просуществовало более сорока лет (1892-1935),и было вторым по времени учреждения (1892) после Нарвского (1887). Оно призвано было заменить существовавшее с 1865 года Ладожское викариатство, упраздненное в связи с усвоением Петербургским архипастырям титула “митрополитов Санкт-Петербургских и Ладожских”. С 18 октября 1892 г., Санкт-Петербургским митрополитам был усвоен этот титул после того как была учреждена самостоятельная Финляндская епархия, местом пребывания правящего архиерея которой был Выборг, и восстановлена самостоятельная древняя Новгородская епархия. Таким образом, границы Санкт-Петербургской епархии стали совпадать с границами Санкт-Петербургской губернии. (До этого, когда Санкт-Петербургская епархия существовала в границах Санкт-Петербургской, Новгородской и Эстляндской губерний и автономного Великого княжества Финляндского, титул петербургских владык был иным, и в епархии существовали Ревельское и Ладожское викариатства).

Многие из Гдовских викариев (местом постоянного пребывания их был Санкт-Петербург) одновременно занимали различные административные посты в Санкт-Петербургских Духовных школах, были ректорами Санкт-Петербургской Духовной академии, возглавляли прежде Санкт-Петербургскую Духовную семинарию и расположенное в Лавре Александро-Невское Исидоровское Духовное училище. Гдовские викарии были также непременными возглавителями православного эстонского братства священномученика Исидора Юрьевского, так как именно западная часть епархии и Гдовский уезд были местом преимущественного сосредоточения православных эстонцев в пределах Санкт-Петербургской епархии. В ряду бывших викариев Гдовских – будущие видные иерархи Церкви, миссионеры, святители, новомученики и исповедники.

Епископ Николай (Налимов)

24.10.1892 – 13.11.1893

Родился 19 июня 1852 года (в миру Николай Александрович Налимов) в семье священника в г. Новая Ладога Санкт-Петербургской епархии. В 1877 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, и назначен преподавателем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге.

С 28 августа 1878 г. – помощник инспектора и преподаватель в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Здесь он скромно трудился, пользуясь исключительным доверием, любовью и уважением со стороны учеников. Во всех трудных случаях ученики обычно обращались, прежде всего, к нему, тогда еще светскому Николаю Александровичу, и он всегда находил добрый совет, утешение, материальную помощь. Напроказит воспитанник по мальчишеской глупости и, боясь тяжелой ответственности, бежит за советом и поддержкой к нему. Нет денег на дорогу, чтобы поехать к родным на Пасху или Рождество, бежит к нему же, – и он никогда в таких случаях не отказывал в помощи из своего учительского жалованья. В обращении с учениками был всегда ровен, приветлив, но совершенно чужд заискивания, в высшей степени справедлив, к поступкам строг. Тем не менее, к нему, прежде всего, доверчиво шли ученики с признанием в своих шалостях, и он, доведя их до полного сознания своей вины и раскаяния, отправлял с покаянием к инспектору для соответствующего наказания; сознав свою вину, они уже легко переносили и наказание. Будучи еще светским преподавателем, он образ жизни вел уже монашеский, отличался глубокой религиозностью, никогда не пропускал богослужений в семинарской церкви, подавая добрый пример учащимся. Все это еще более возвышало авторитет его среди учеников, так как они знали искренность и прямоту его натуры.

8 июня 1885 года был пострижен в монашество, а 12 июня рукоположен во иеромонаха. С 17 января 1886 года назначен ректором Смоленской Духовной семинарии, а 26 января возведен в сан архимандрита. С 21 марта 1889 года – ректор Санкт-Петербургской Духовной семинарии. 5 августа 1890 года хиротонисан во епископа Ладожского. С 24 октября 1892 года – епископ Гдовский . С 13 ноября 1893 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 16 января 1899 года – архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1904 году награжден панагией с драгоценными камнями. 8 апреля 1905 года назначен архиепископом Тверским и Кашинским. 1 июля 1905 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. В 1905 году награжден правом ношения креста на клобуке. 9 июня 1906 года уволен от должности Экзарха. С 23 июня 1906 года – архиепископ Владимирский и Суздальский. Скончался 13 июля 1914 года. Погребен в Александро-Невской лавре. Духовный писатель.

Епископ Назарий (Кириллов)

13.11.1893 – 21.10.1897

Родился 4 декабря 1850 года (в миру Николай) в семье священника Донской епархии. В 1873 году окончил Духовную семинарию.

19 мая 1874 года рукоположен во священника к Николаевской церкви станицы Богаевской и 4 июня назначен законоучителем Богаевского приходского училища.

В 1876 году овдовел и поступил в Киевскую Духовную академию, курс которой окончил со степенью кандидата богословия в 1880 году. С 31 августа 1880 года – учитель Екатеринодарского Духовного училища. С 26 июня 1881 года законоучительствовал в Ростове-на-Дону в реальном училище. С 1 января 1883 года – законоучитель Новочеркасской мужской гимназии. В 1892 году пострижен в монашество и назначен ректором Ставропольской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 24 октября 1893 года хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии, хиротония состоялась в Санкт-Петербургской в Александро-Невской лавре. Чин хиротонии совершали: митрополит Санкт-Петербургский Палладий и другие. 13 ноября 1893 года – епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии . С 21 октября 1897 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский.

С 20 января 1901 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. Участвовал в освидетельствовании мощей прп. Серафима Саровского. 6 мая 1909 года возведен в сан архиепископа. С 1909 года – почетный член Казанской Духовной академии. С августа 1910 года – архиепископ Полтавский и Переяславский. С 8 марта 1913 года – архиепископ Херсонский и Одесский. 28 сентября 1917 года уволен на покой с назначением настоятелем Симонова монастыря г. Москвы. В 1919 году управлял Курской епархией. С 1920 года – митрополит Курский и Обоянский. В 1923 году уволен на покой. С 1925 по 1928 год управлял Курской епархией. Скончался 2 июля 1928 года.

Епископ Вениамин (Муратовский)

3.12.1898-10.07.1901

В миру – Василий Антонович Муратовский.

Родился 18 апреля 1855 года в Казанской епархии. В 1877 году окончил Казанскую Духовную семинарию и назначен надзирателем в Казанское Духовное училища. 1 декабря 1877 года рукоположен в сан иерея и определен священником Казанской Духосошественской церкви.

В 1892 г. поступил в Казанскую Духовную академию, которую окончил в 1896 году со степенью кандидата богословия. По окончании академии пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Череменецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.

26 октября 1897 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии.

С 3 декабря 1898 г. – епископ Гдовский . С 1898 г. – пожизненный член Казанской Духовной академии. В 1900 году награжден панагией с драгоценными камнями. С 10 июля 1901 г. – епископ Калужский и Боровский. С 31 декабря 1910 г. – епископ Симбирский и Сызранский. Член Св. Синода в 1905-1906 гг.

С 1 мая 1915 г. возведен в сан архиепископа. 1917-1918 гг. – участник Священного Поместного Собора в Москве. С 13 июля 1920 г. – архиепископ Рязанский и Зарайский. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В 1923 году дважды каялся перед Святейшим Патриархом Тихоном и дважды изменил Православной Церкви, переходя обратно в обновленчество.

До 6 сентября 1923 года значится обновленческим “митрополитом Рязанским”.

С сентября 1923 года – “митрополит Ярославский”. Был участником 2-го обновленческого т.н. “Всероссийского Поместного Священного Собора” 1923 года, на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона.

С 8 января 1924 года – обновленческий “митрополит Ленинградский”. С 9 сентября 1925 г. утвержден “митрополитом Северо-Западной области”. С 19 мая 1927 г. перемещен на Московскую кафедру с наименованием “митрополита Московского и Коломенского”. 1 и 2 октября 1928 года присутствовал на заседаниях расширенного пленума обновленческого Синода, вскоре назначен его председателем

Скончался 6 мая 1930 года без покаяния вне общения с Русской Православной Церковью.

Епископ Константин (Булычев)

29.07.1901 – 23.04.1904

Родился 23 декабря 1858 года (в миру Константин Иоакимович Булычев) в семье зажиточного купца в г. Орлов Вятской губернии. В 1881 году окончил физико-математический факультет С.-Петербургского университета со степенью кандидата. Работал банковским служащим. В 1890 году поступил в С.-Петербургскую Духовную академию. 29 января 1892 года пострижен в монашество, 21 февраля того же года рукоположен во иеродиакона. 7 ноября 1893 года рукоположен во иеромонаха. В 1894 году окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия, и определен на должность смотрителя С.-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. В 1896 году назначен ректором Витебской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

Во время своего служения в должности ректора состоял председателем Полоцкого епархиального училищного совета, председателем Витебского Свято-Владимирского братства, цензором “Полоцких Епархиальных Ведомостей” и проповедей, произносимых духовенством г. Витебска в кафедральном соборе. 1900 г. – ректор Киевской Духовной семинарии. 29 июля 1901 года хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии . Чин хиротонии совершали в Троицком соборе Александро-Невской лавры: митрополит Санкт-Петербургский Антоний, архиепископ Финляндский и Выборгский Николай, епископ Пермский и Соликамский Петр, епископ Калужский и Боровский Вениамин и епископ Нарвский Никон.

С 23 апреля 1904 года – епископ Самарский и Ставропольский. 21 мая 1904 года награжден панагией с украшениями. Практиковал, будучи на Самарской кафедре (1911), давать благословение клирикам епархии совершать богослужение на русском языке. С 4 октября 1911 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 6 мая 1915 года возведен в сан архиепископа и оставлен на той же кафедре. Управлял Могилевской епархией в условиях войны и в бытность пребывания в Могилеве Царской Ставки. 5 октября 1916 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Участник Священного собора в Москве 1917/1918 гг. Был сторонником патриаршества. В 1922 году и в последующие годы несколько раз уклонялся в обновленческий раскол, каялся и вновь уходил в раскол. 23.07.1919 был арестован в г. Гомеле Гомельской ЧК, пребывал в заключении в Ивановском концлагере до 17.05.1920 г. Освобожден по ходатайству верующих (Выписка из протокола № 16 заседания Президиума ВЦИК: “ходатайство об освобождении из Ивановского концентрационного лагеря удовлетворить”.) По покаянии в 1925 г. Патриаршим Местоблюстителем Петром (Полянским) и сонмом иерархов в старом соборе Донского монастыря (в Москве) принят в общение с Русской Православной Церковью. С 9/22 декабря 1925 года – в числе основоположников григорианского раскола. Григорианский “епископ Тамбовский”. Член Временного Высшего церковного совета (ВВЦС). С 22.12.1925 г. (со дня создания ВВЦС) митрополитом Сергием Страгородским был запрещен в священнослужении и должен быть предан соборному суду архиереев. В числе трех подписал письмо от 29 января 1926 года митрополиту Петру Крутицкому. В русском епископате о нем сложилась поговорка: “Дух покаяния никогда не оставлял его даже и до гроба, при многократных переходах его из одного раскола в другой”. Скончался без воссоединения с Православной Церковью.

Год смерти неизвестен.

Отмечается как хороший проповедник и строгий по отношению к церковному уставу.

Епископ Кирилл (Смирнов)

6.08.1904 – 30.12.1909

Родился 26 апреля 1863 года (в миру Константин Илларионович Смирнов) в Санкт-Петербургской епархии, в г. Кронштадте. С детства был близок к св.прав. Иоанну Кронштадтскому. В 1887 году окончил С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, и назначен законоучителем Елизаветинской гимназии. 21 ноября 1887 года рукоположен во священника 1894 г. – законоучитель 2-й Санкт-Петербургской гимназии. 1900 г. – настоятель Кронштадтской Троицкой церкви. В 1902 году овдовел, и 10 мая пострижен в монашество и назначен начальником Духовной миссии в Урмии в сане архимандрита. 6 августа 1904 года хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии . 30 декабря 1909 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. 6 мая 1913 года возведен в сан архиепископа. В 1914 году участвовал в прославлении св. Питирима Тамбовского. 19 марта 1918 года был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. К месту назначения ему прибыть не удалось ввиду военных действий. С середины 1918 года – митрополит Казанский и Свияжский. Подвергался арестам в Москве в 1919 и в 1920. С 04.1920 – митрополит Казанский и Свияжский. Арестован в г. Казани 19.08.1922, вывезен в Москву и заключен в Таганскую тюрьму. Освобожден в конце 1921. 15.08.1922 вновь арестован в Казани, до 01.1923 находился в московских тюрьмах, затем выслан в г. Усть-Сысольск. Первый кандидат на должность Патриаршего Местоблюстителя по завещательному распоряжению св. Патриарха Тихона (Беллавина). В завещании Святейшего Патриарха Тихона митрополит Кирилл был поставлен первым кандидатом на местоблюстительство, но принять эти обязанности не имел возможности. Святейший Патриарх выразил такое доверие митрополиту Кириллу за его твердую веру и светлый ум. Убежденный сторонник патриаршества, он считал учрежденный митрополитом Сергием Синод угрозой единоличному патриаршему управлению. По его мнению, организовав Синод, митрополит Сергий превысил полномочия не только заместителя, но даже и местоблюстителя.

Протестовал он и против возношения имени заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия за богослужением вслед за именем самого Местоблюстителя, св. митрополита Петра; поминовение митрополита Сергия он допускал только на ектиниях, молебнах и т. д. Общим порядком, в записках, наравне со всеми остальными верующими. Глубоко возмутило митрополита Кирилла и августовское постановление Синода, воспрещавшее священникам отпевать “умерших в расколе”. Это постановление он не оставил в числе причин отхода, но указывал на него, как на повод считать митрополита Сергия “потерявшим душевное равновесие”.

Чимкент. Лисий овраг, где были расстреляны сщмч. митрополит Казанский Кирилл, митроплит Петроградский Иосиф и епископ Ростовский Евгений

Признавая заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), превысившим свои полномочия, он был уволен последним на покой 02.01.1930. В конце 1920-х – начале 1930-х – в ссылке в Красноярском крае. В 1934 г. проживал в Гжатске, затем был сослан в Казахстан. Арестован г. Чимкенте в 1937 г. и расстрелян вместе с митрополитом Петроградским Иосифом (Петровых) в Лисьем овраге близ Чимкента в навечерие Михайлова дня, 20.11.1937 г.

Прославление священномученика митрополита Кирилла для общецерковного почитания совершено на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 7/20.08.2000 г.(от Казанской епархии).

Память его совершается 7/20 ноября и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор Новомучеников и Исповедников Российских).

Галкин А. К.

Следующая страница =>>>

 
 
 
НОВОСТИ

 Добавлен раздел о священномученике Вениамине,
Митрополите Петроградском и Гдовском
=>>>

Православная общественность пытается возвратить здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы =>>>

 Создан новый раздел фотографий, здесь можно посмотреть в каком плачевном состоянии находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы на сегодняшний день=>>>

 Икона дня

 

© 2004-2008, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Hosted by uCoz