Священномученик  Вениамин
 Краткая  биография
 Гдовское  викариатство
 Ректорский крест
 Студенческие  годы Вениамина
 Учитель и ученик
 Избрание  митрополита
 Списки дел  МТРП.Вениамина
“Дело  петроградских  церковников”
 Венец жизни  сященномученика  Вениамина
 Место расстрела
 Гдов
 Гдовский  Дмитриевский  Собор
 Родина св.  Вениамина

 


Большинство воспитанников семинарии составляли выпускники Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. Домовый храм училища имел посвящение св. Павлу исповеднику (память 6 ноября). Святитель Вениамин не раз служил здесь и в сане архимандрита, и в бытность викарным епископом. Так, он был назначен к участию в службе престольного дня в 1907 году, когда литургию в храме совершали митрополит Антоний и епископ Гдовский Кирилл - лучший по успехам выпускник училища 1877 года 43 . 6 ноября 1908 года училище отмечало 50-летие освящения храма. Юбилейные богослужения возглавил епископ Кирилл, а среди многочисленного духовенства первенствовал о. ректор семинарии 44 . Священнодействие особо украсил своим голосом московский придворный протодиакон Константин Розов – будущий патриарший архидиакон.

А в декабре 1909 года свое столетие отпраздновала Санкт-Петербургская Духовная академия. Архимандрит Вениамин приветствовал alma mater во главе депутации от столичной семинарии на торжественном акте 17 декабря 45 и принимал участие во всех юбилейных богослужениях, проходивших в Академическом храме 15-16 декабря 46 .

На посту ректора семинарии архимандрит Вениамин оставался “членом-деятелем” Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Уже через месяц после возвращения в Петербург, 6 и 11 декабря 1905 года, он проводил беседы в молитвенном доме Общества в селе Александровском за Невской заставой 47 . Своим возникновением этот молитвенный дом был обязан семинарскому преподавателю гомилетики иеромонаху Геннадию (Туберозову).

В Крещение, 6 января 1906 года, о. Вениамин был среди сослужащих за литургией, совершенной митрополитом Антонием с епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым), ректором С.- Петербургской Духовной академии, в лаврском Троицком соборе. Из лавры на Неву направился большой крестный ход. Такое торжественное крещенское водосвятие здесь, на городской окраине, представляло редкость. На него собралось множество народа, но из “высокопоставленных лиц” не было никого 48 . В тот же вечер епископ Сергий и архимандрит Вениамин положили начало духовным беседам на фабрике Варгуниных, где они часто проповедовали еще в 1890-х годах, студентами академии. “Молебен и беседа были в церкви, и народу собралась масса. Были все очень довольны таким торжественным открытием бесед” 49 .

Деятельность Общества распространения религиозно-нравственного просвещения продолжала расширяться. На Большой Охте построили деревянный храм Общества в честь Казанской иконы Богоматери. В воскресенье 15 января 1906 года о. Вениамин сослужил епископу Нарвскому Антонину (Грановскому), освящавшему главный алтарь нового храма. Через две недели о. ректор освятил там придел святителя Николая и св. мученицы Александры 50 . В Санкт-Петербургской епархии это был первый престол, освящение которого возглавил будущий Петроградский митрополит-священномученик. Весной 1906 года в селе Александровском, за Невской заставой, завершилась перестройка молитвенного дома Общества под храм. 19 марта архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) возглавил чин освящения его престола во имя св. Серафима Саровского. К службе были приглашены архимандрит Вениамин с иеромонахом Геннадием (Туберозовым), семинарский эконом диакон Александр Копейкин, и даже хором управлял семинарист – Макаров 51 . 14 декабря 1908 года о. Вениамин стал участником торжества освящения грандиозного каменного Воскресенского храма Общества на Обводном канале, сменившего временный деревянный 52 . В тот день на молебен в новом храме вышли все три митрополита – Санкт-Петербургский Антоний, Московский св. Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий) – и пять других архиереев. Воскресенский храм у Варшавского вокзала имел широкую известность как оплот борьбы с пьянством. В 1898 году при нем возникло Александро-Невское общество трезвости, сеть отделений которого очень скоро охватила весь город.

20-21 октября 1907 года о. Вениамин совершал всенощную и литургию с чином малого освящения в нижнем храме подворья Задне-Никифоровской пустыни за Невской заставой. К этому дню храм был расписан внутри. Перед молебном о. ректор сказал народу слово 53 . Многие богомольцы помнили его здесь еще студентом-проповедником.

Епископ Геннадий (Туберозов)В сане архимандрита он неоднократно проповедовал и за архиерейскими богослужениями. Так, 14 мая 1908 года в Исаакиевском кафедральном соборе, за службой митрополита Антония, в присутствии великого князя Петра Николаевича и князя Иоанна Константиновича, “во время обедни, вместо запричастного стиха, прекрасное слово сказал ректор духовной семинарии архимандрит Вениамин” 54 . В том же соборе он произнес поучение за литургией в день Нового, 1909 года 55 . 22 февраля 1909

года на Выборгской стороне происходили торжества по случаю основания приходского Сампсоновского христианского братства и освящения дома, специально построенного для него. Проповедь за литургией, совершенной в

Иеромонах Павел (Горшков)

переполненной Сампсониевской церкви епископом Нарвским Никандром (Феноменовым), говорил о. Вениамин 56 . А 31 марта того же года, в день пасхального паломничества трезвенников в Александро-Невскую лавру на митрополичью службу, он следовал в крестном ходе от новой Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. В лаврском Троицком соборе архимандрит Вениамин сказа

л “одушевленное слово, обращенное к трезвенникам” 57 . Проповедовал он и за воскресными вечернями в Духовской церкви Александро-Невской лавры, которые служил

митрополит Антоний поочередно со своими викариями. Например, 4

Митрополит Евлогий (Георгиевский)

ноября 1907 года “беседу на воскресное рядовое евангелие о Сеятеле и семени предложил ректор С.- Петербургской духовной семинарии архимандрит Вениамин, после чего по указанию и под руководством владыки-митрополита, предложившего и от себя слово назидания, было исполнено богомольцами несколько церковных песнопений... На богослужении и собеседовании присутствовал и епископ [Гдовский – авт. ] Кирилл” 58 .

Архимандрит Вениамин разделил молитвенное общение с митрополитом Антонием в день 10-летия его назначения на Санкт-Петербургскую кафедру (митрополит уклонился от всякого чествования) 59 . Не обошлось без его участия и празднование 200-летия Полтавской победы в июне 1909 года. К этому юбилею была полностью отреставрирована Сампсониевская церковь – одна из старейших каменных церквей столицы, построенная еще в первой половине XVIII века. Комитет по ее реставрации возглавлял священник Владимир Покровский, однокурсник о. архимандрита по Академии. Храм, возведенный в ранг собора, был заново освящен 25 июня епископом Гдовским Кириллом в сослужении о. Вениамина 60 . В день церковно-школьного праздника 11 мая (память свв. Кирилла и Мефодия) ректор семинарии традиционно входил в сонм духовенства, сослужившего митрополиту в Казанском соборе. На литургию и молебен сюда собирались сотни школьников и школьниц со всего города.

Известно и об участии архимандрита Вениамина в службах, за которыми совершались епископские хиротонии. Так, 12 апреля 1909 года он присутствовал в лаврском Троицком соборе при хиротонии архимандрита Мефодия (Великанова), одного из своих предшественников на посту ректора семинарии, во епископа Сарапульского 61 . 31 мая 1909 года за литургией в том же соборе он сослужил новохиротонисанному епископу из Черногории Загорско-Рашскому Кириллу (Митровичу) 62 , а 27 сентября - епископу Балахнинскому Геннадию (Туберозову) 63 .

29 октября 1907 года скончался митрофорный протоиерей Петр Смирнов. В 1897-1905 годах он состоял председателем Учебного Комитета и, таким образом, был непосредственным начальником о. Вениамина. Отпевание о. Петра происходило в лаврской Свято-Духовской церкви. Его совершил преемник почившего по Учебному Комитету архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий) в сослужении двух викарных епископов и целого сонма духовенства во главе с председателем Училищного Совета при Св. Синоде митрофорным протоиереем Павлом Соколовым и ректором столичной семинарии архимандритом Вениамином 64 .

13 октября 1908 года, по благословению митрополита Антония, в С.-Петербургской епархии был учрежден епархиальный миссионерский совет. В его состав с самого открытия вошел о. Вениамин 65 . В столице, как и ранее в Самаре, о. архимандрит стремился шире заинтересовать миссионерским делом семинаристов. Так, 30 ноября 1908 года на диспуте синодального миссионера протоиерея Ксенофонта Крючкова (+ 5 мая 1909) со старообрядцами среди многих слушателей находились и воспитанники VI класса семинарии во главе с о. ректором 66 .

В воскресенье 19 октября 1908 года архимандрит Вениамин участвовал в многолюдном торжестве перенесения святынь, доставленных в Россию из Палестины. Крест с частицей древа креста Господня и икона Воскресения с частицей гроба Господня были присланы патриархом Иерусалимским Дамианом в дар Николо-Барградской церкви, принадлежавшей Православному Палестинскому обществу. Для встречи святынь прибыли оркестр лейб-гвардии Измайловского полка и все районные отделы Александро-Невского общества трезвости со своими хоругвями и образами. Крестный ход от Варшавского вокзала по Обводному каналу и Лиговке направился к скромной церкви Палестинского общества. Во главе его шествовали епископ Холмский Евлогий (Георгиевский) и три архимандрита – ректор семинарии Вениамин, настоятель Троице-Сергиевой Приморской пустыни Михаил (Горелышев) и настоятель греческой посольской церкви Софроний (Дука) 67 . Этот крестный ход был одним из первых общих шествий петербургских трезвенников с участием архиерея. С самого начала своего епископского служения святитель Вениамин придаст подобным процессиям прежде невиданный, поистине общегородской масштаб 68 .

20 декабря 1908 года почил настоятель Андреевского собора Кронштадта протоиерей Иоанн Сергиев (св. Иоанн Кронштадтский). 22 декабря гроб с телом усопшего пастыря был торжественно встречен на Балтийском вокзале С.- Петербурга. Среди многочисленного духовенства, сопровождавшего погребальную колесницу от вокзала до Иоанновского монастыря, шел крестным ходом и ректор столичной семинарии. На другой день архимандрит Вениамин участвовал в заупокойной литургии и отпевании о. Иоанна, которое возглавил митрополит Антоний 6 9 . На могиле всероссийски чтимого пастыря он много раз молился и впоследствии – архимандритом, епископом, митрополитом....

3 января 1909 года о. Вениамин сослужил председателю епархиального братства Пресвятой Богородицы епископу Гдовскому Кириллу, совершавшему заупокойную литургию и панихиду в Иоанновском монастыре с участием священствующих братчиков 7 0 . 22 января вечером у гробницы о. Иоанна побывали учащие и учащиеся С.-Петербургской духовной семинарии во главе с о. ректором. За панихидой, отслуженной семинарским духовенством, пели все воспитанники 7 1 . На 40-й день кончины архимандрит Вениамин вновь был приглашен к служению в монастырском соборе, куда для совершения литургии прибыли все три митрополита Всероссийской церкви 7 2 . По-особому прошел в 1909 году и выпуск семинарии, состоявшийся 29 мая. Этот день о. ректор с окончившими курс воспитанниками завершил в Иоанновском монастыре: вместе с ними он отправился туда поклониться гробнице о. Иоанна 73 .

Немногим более четырех лет о. Вениамин нес в Петербурге ректорский крест. За это время в семинарских стенах водворились успокоение и мир, а митрополит Антоний еще ближе смог оценить нравственные и умственные достоинства о. архимандрита, близкого ему по духу и убеждениям. В конце 1909 года архимандрит Вениамин был представлен к епископскому служению, и 30 декабря последовало его назначение епископом Гдовским, четвертым викарием Санкт-Петербургской епархии.

1 Бовкало А., Галкин А. Священномученик Вениамин – ректор Самарской Духовной Семинарии // Духовный собеседник. 1998. № 2. С. 119-133.

2 Учебные итоги // Известия по С.- Петербургской епархии. 1907. № 15. С.26.

3 В духовной семинарии // Петербургский листок. 1905. № 228 (13.Х1). С.З.

4 С.- Петербургская семинария // Колокол. 1906. № 2 (1.1). С.4.

5 Церковная жизнь // Колокол. 1906. № 12 (15.1). С.З.

6 К возобновлению учебных занятий в Петербургской семинарии // Петербургский листок. 1906. № 6 (7.1). С.2.

7 Педагог средней дух. школы. Опасное течение // Церковный вестник. 1906 . № 32. Стлб.1031-1033.

8 Закрытие местной духовной семинарии // Колокол. 1906. № 94 (3. V). С.З.

9 В духовной семинарии // Петербургский листок. 1906. № 125 (9. V). С.4.

10 "Заседание Учебного Комитета// Церковные ведомости. 1906 № 31 (Прибавления). С.2392-2393 .

11 "Совещание по духовно-учебной реформе // Церковные ведомости. 1906 № 33 (Прибавления). С.2450-2451.

12 Высочайше утвержденное определение Святейшего Синода, от 16-19 августа 1906 года, за № 4469, о некоторых изменениях в строе духовных семинарий и училищ // Церковные ведомости. 1906, №36. С.387-390.

13 Рункевич Н.Г. Краткая записка о С.- Петербургской духовной семинарии за сто лет (1809-1909 гг.). СПб., 1909. С.38.

14 В Санкт-Петербургской духовной семинарии // Колокол. 1908. № 574 (15.1). С.З.

15 Новое время. 1906. № 11016 (12. XI). С.1.

16 Отпевание старосты // Колокол. 1906. № 245 (14. XI). С.2.

17 Nето. Политиканствующие семинарские младенцы. (Письмо в редакцию) // Колокол. 1907. № 360 (8. IV). С.З.

18 В С.- Петербургской духовной семинарии // С.- Петербургские ведомости. 1907. № 98 (4. V). С.4;

19 перепечатано: Колокол. 1907. № 378 (5. V). С.2. "Арест в духовной семинарии // Колокол. 1908. № 587 (30.1). С.З.

20 И. С. В Санкт-Петербургской духовной семинарии // Колокол. 1907. № 472 (4. IX). С.2.

21 Здешний. Начало ученья в С.- Петербургской духовной семинарии // Известия по С.- Петербургской епархии. 1907. № 18 и 19. С.37.

22 Семинарский праздник// Колокол. 1906. № 207 (28.1Х). С.2.

23 Праздник в С.- Петербургской духовной семинарии // Колокол. 1907. № 490 (28. IX). С.З.

24 Акт в Духовной семинарии // Петербургский листок. 1908. № 266 (27. IX). С.З.

25 N. Торжество в Пет. дух. семинарии // Колокол. 1908. № 777 (28. IX). С.2.

26 Служение владыки-митрополита Антония // Ведомости С.- Петербургского градоначальства. 1908. № 225 (16.Х). С.З.

27 Извлечение из отчета Братства св. Иоанна Богослова при С.- Петербургской Духовной Семинарии за время с 25 сентября 1902 года по 1 января 1906 года // Известия по С.- Петербургской епархии. 1907. № 1 и 2. С. 12-14.

28 Извлечение из отчета Братства св. Иоанна Богослова при С.- Петербургской Духовной Семинарии за 1906 год // Известия по С.- Петербургской епархии. 1907. № 17. С. 11.

29 Экскурсия семинаристов С.- Петербургской духовной семинарии // Колокол. 1907. № 408 (13. VI). С.З.

30 Один из паломников-воспитанников. Петербургские паломники в гор. Чернигове // Колокол. 1909. №980 (11. VI). С.З.

31 Экскурсант. Паломничество воспитанников С.- Петербургской духовной семинарии // Колокол. 1909. № 988 (24. VI). С.З.

32 Варфоломеев Н. воспитанник-экскурсант. С.- Петербургские семинаристы-паломники во Владимире и в Москве // Колокол. 1909. № 992 (28. VI). С.З.

33 /.Т. Семинаристы-паломники в Сергиевой пустыни // Колокол. 1909. № 1073 (9.Х). С.З.

34 Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века. Справочник. СПб., 1996, С.220.

35 Образцовая школа при семинарии // Петербургский листок. 1907. № 134 (18. V ). С.4.

36 Архиерейские служения // Колокол. 1907. № 513 (28. X). С.2.

37 В духовной семинарии и училище // Колокол. 1907. № 528 (15. XI). С.З.

38 Городская жизнь// Ведомости С.- Петербургского градоначальства. 1909. № 66 (24.III). С.2.

39 Столетний юбилей Cанкт -Петербургской духовной семинарии // Церковный вестник. 1909. № 40. С. 1247.

40 Юбилей Санкт-Петербургской духовной семинарии // Петербургский листок. 1909. № 263 (25. IX ). С.2; № 264 (26. IX). С.З; № 265 (27. IX ). С.5; иллюстрированное приложение, № 39. С.324-325.

41 Рункевич Н.Г. Цит. соч.

42 Епархиальная хроника. Столетие С.- Петербургской Духовной Семинарии. Юбилейное торжество СПБ Духовной Семинарии. Адрес СПБ Семинарии от Епархиального СПБ съезда // Известия по С.- Петербургской епархии. 1909. № 20. С. 16-22.

43 Праздник Александро-Невского духовного училища // Петербургский листок. 1907. № 306 (7.XI). С.З.

44 Паевский Ф. В Александро-Невском духовном училище // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1908. № 242 (7.Х1). С.2.

45 Юбилей С.-Петербургской духовной академии // Колокол. 1909. № 1131 (18. XII). С.З.

46 Столетний юбилей духовной академии // Петербургский листок. 1909. № 345 (16. XII). С.З; № 346(17.Х11).С.5.

47 Отчет о деятельности высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви за 1905 год (существования Общества двадцать пятый) с приложением списка членов и устава Общества. СПб., 1906. С. 136.

48 Богослужение 6 января // Колокол. 1906. № 7 (8.1). С.З.

49 Отчет ... за 1905 год... С. 135.

50 Освящение престола // Петербургский листок. 1906. № 29 (30.1). С.З.

51 Освящение храма // Ведомости С.- Петербургского градоначальства. 1906. № 66 (23. III). С.2.

52 Рункевич С. Новый храм Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в Петербурге // Церковные ведомости. 1908. № 51-52. С.2527.

53 Л.К. Торжество обновления храма // Колокол. 1907. № 510 (25.Х). С.З.

54 Внутренние известия. С.-Петербург // Русский инвалид. 1908. № 167 (16.У). С.З.

55 Паевский Ф. Новогодние богослужения // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1909. № 2 (3.1). С.З.

56 Паевский Ф. Торжество в древней Сампсоновской церкви // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1909. № 44 (26. I I). С .2.

57 Паломничество трезвенников // Известия по С.-Петербургской епархии. 1909. № 7. С.23.

58 Архиерейское служение // Колокол. 1907. № 521 (7. XI). С.З.

59 Паевский Ф. К десятилетию служения владыки Антония в сане митрополита // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1909. № 1 (1. I). С.2-3.

60 Паевский Ф. Освящение Сампсоновского храма // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1909. № 135 (25. VI). С.2.

61 Паевский Ф. Хиротония во епископа // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1909. № 80(15. IV). С.2.

62 Паевский Ф. Хиротония во епископа // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1909. № 114(2. VI). С.2.

63 Торжественные богослужения // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1909. № 210(3. X). С.2.

64 Погребение протоиерея П.А.Смирнова // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1907. № 237 (2.Х1). С.2.

65 Морозов Ф. Новый СПБ. епархиальный миссионерский совет// Колокол. 1908. № 810 (8. XI). С.З.

66 Миссионерское собеседование // Колокол. 1908. № 829 (2. XII). С.З.

67 Паевский Ф. Необычайное духовное торжество // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1908. №231 (.25 X). С. 3.

68 Бовкало А.А., Галкин А.К. Святитель Вениамин и крестные ходы петербуржцев // “Петербуржец путешествует”. Сборник материалов конференции 2-3 марта 1995года. СПб., 1995. С.101-109.

69 Кончина и погребение о. Иоанна Кронштадтского. Изд.2-е. СПб., 1909. С.10, 15.

70 Заупокойная литургия по о. Иоанне Кронштадтском // Ведомости С.- Петербургского градоначальства. 1909. № 3 (4.1). С.2.

71 В Иоанновском монастыре // Ведомости С.- Петербургского градоначальства. 1909. № 18 (23.1). С.2.

72 Буланов Н. 40-й день кончины всемирного молитвенника, о. Иоанна Кронштадтского // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1909. № 23 (29.1). С.2.

73 Один из окончивших. В С.-Петербургской духовной семинарии // Колокол. 1909. № 969 (2. VI). С.4.

А.К.ГАЛКИН

 
 
 
НОВОСТИ

 Добавлен раздел о священномученике Вениамине,
Митрополите Петроградском и Гдовском
=>>>

Православная общественность пытается возвратить здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы =>>>

 Создан новый раздел фотографий, здесь можно посмотреть в каком плачевном состоянии находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы на сегодняшний день=>>>

 Икона дня

 

© 2004-2008, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Hosted by uCoz