Священномученик  Вениамин
 Краткая  биография
 Гдовское  викариатство
 Ректорский крест
 Студенческие  годы Вениамина
 Учитель и ученик
 Избрание  митрополита
 Списки дел  МТРП.Вениамина
“Дело  петроградских  церковников”
 Венец жизни  сященномученика  Вениамина
 Место расстрела
 Гдов
 Гдовский  Дмитриевский  Собор
 Родина св.  Вениамина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если бы слово мое о предоставлении Церкви самостоятельной помощи голодающим на изъясненных в сем основаниях услышано не было, и представители Власти, в нарушение канонов Святой Церкви, приступили бы, без согласия ее Архипастыря, к изъятию ее ценностей, то я вынужден буду обратиться к верующему народу с указанием, что таковой акт мною осуждается, как кощунственно-святотатственный, за участие в котором миряне, по канонам Церкви, подлежат отлучению от Церкви, а священнослужители - извержению из сана” [13]

По приходам митрополит Вениамин разослал памятную записку “Для руководства духовенству”, в которой было, в частности, сказано, что в связи с проверкой описей церковного имущества и изъятием такового разными лицами даны рекомендации, как поступать в таких случаях, например:

“...Священные сосуды и освященные предметы священник по церковным канонам и распоряжению Церковной власти не может отдать посетителям. Если же они будут настойчиво требовать, то он должен заявить: берите сами. В самом акте изъятия должно быть отмечено, что перечисленные церковные священные предметы взяты были самими посетителями” [14] .

Эти смелые заявления митрополита Вениамина вызвали у местной власти резко негативно реакцию.

Пока митрополит вел переговоры в Смольном, изъятие церковных ценностей началось. Не везде оно проходило благополучно. В некоторых храмах были столкновения с Комиссией по изъятию ценностей, с милицией, были пострадавшие. Митрополит Вениамин в своем Пасхальном воззвании призывал:

“Я своей архипастырской властью разрешаю общинам и верующим жертвовать на нужды голодающих <...> даже ризы от святых икон. <...> Но если гражданская власть, в виду огромных размеров народного бедствия, сочтет необходимым приступить к изъятию и прочих церковных ценностей, в то числе и святынь, я и тогда убедительно призываю пастырей и паству отнестись по-христиански к происходящему в наших храмах изъятию. <...> Со стороны верующих совершенно недопустимо проявление насилия в той или другой форме. Ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздражения, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей и т. п., так как все это оскорбляет святость храма и порочит церковных людей. <...> Проводим изымаемые из наших храмов церковные ценности с молитвенным пожеланием, чтобы они достигли своего назначения и помогли голодающим. <...> Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предадите себя в волю Божию. Спокойно, мирно, прощая всем вся, радостно встретьте Светлое Христово Воскресенье” [15] .

На суде митрополиту Вениамину было предъявлено обвинение в том, что беспорядки носили организованный характер, что руководящую роль в этом сыграло Правление Общества православных приходов, действующее по благословению митрополита. На основании этих обвинений были привлечены к ответственности по ст. ст. 62 и 119 нового Уголовного кодекса, предусматривающие применение высшей меры наказания:

1. Вениамин (Василий Павлович Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, - расстрелян.

2. Венедикт (Виктор Васильевич Плотников), епископ Кронштадтский, - приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.

3. Сергий (Василий Павлович Шеин), бывший член Государственной Думы, фракции националистов, архимандрит, настоятель Троицкого подворья, - расстрелян.

4. Богоявленский Леонид Константинович, протоиерей, настоятель Исаакиевского собора, член Правления Общества православных приходов, - приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.

5. Елачич Николай Александрович, бывший действительный статский советник, преподаватель военно-автомобильной броневой школы, секретарь Правления Общества православных приходов Петрограда, - приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.

6. Ковшаров Иван Михайлович, преподаватель, юрисконсульт Александро-Невской Лавры, член Правления Общества православных приходов, - расстрелян.

7. Новицкий Юрий Петрович, профессор уголовного права Петроградского университета, - председатель Правления Общества православных приходов, - расстрелян.

8. Огнев Дмитрий Фролович, бывший профессор Военно-юридической Академии, бывший начальник законодательного отдела IV Государственной Думы и сенатор Временного правительства, член Правления Общества православных приходов,- приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.

9. Чельцов Михаил Павлович, протоиерей, настоятель собора Пресвятой Троицы (Измайловского) лейб-гвардии Измайловского полка, - приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.

10. Чуков Николай Кириллович, протоиерей, настоятель Казанского собора, член Правления Общества православных приходов - приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.

Поименованным лицам предъявлено обвинение в том, что митрополит Вениамин, состоя главой православной церкви в Петрограде, а остальные, находясь в его подчинении и будучи членами Общества православных приходов, добивались изменения Декрета об изъятии церковных ценностей, для чего использовали свою организацию, действуя в целях возбуждения религиозного населения к волнениям, в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, чем содействовали той части международной буржуазии, которая стремится к свержению рабоче-крестьянского правительства, то есть в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 62 и 119 Уголовного Кодекса.

Кроме того, по ст. ст. 72, 73, 77, 86, 119, 150, 180, 185 к делу привлечены были следующие лица:

1. Абдалов, персидскоподданный, чистильщик сапог,- оправдан.

2. Акимов Василий Александрович, протоиерей, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы, - 3 года тюрьмы строгой изоляции.

3. Ананьев Николай Герасимова, прихожанин, - 6 месяцев лишения свободы.

4. Антонов Алексей Георгиевич, студент Института инженеров путей сообщения, - 6 месяцев лишения свободы.

5. Беззаботкин Степан Васильевич, пекарь, - 6 месяцев лишения свободы.

6. Бенешевич Владимир Николаевич, профессор Санкт-Петербургского университета по кафедре церковного права, член Правления Общества православных приходов Петрограда, - оправдан.

7. Бессалов.

8. Бобровский, протоиерей, настоятель церкви Святой Равноапостольной Марии Магдалины на Малоохтинском кладбище, - оправдан.

9. Борисов Александр Матвеевич, торговец, - 2 года тюрьмы строгой изоляции.

10. Бычков Сергей Иванович, протоиерей церкви праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, благочинный 3-го округа, член Правления Общества православных приходов,- 3 года тюрьмы строгой изоляции.

11. Виноградов Павел Павлович, настоятель церкви Вознесения Господня на Вознесенском пр., благочинный - 2 месяца принудительных работ.

12. Власова Мария А., служащая Петроградского университета, прихожанка, - оправдана.

13. Высокоостровский Виктор Александрович, студент Петроградского университета, - 6 месяцев лишения свободы.

14. Герасимов Иван, водопроводчик, - оправдан.

15. Гурьянов Александр Кузьмин, студент Промышленно-экономичеокого техникума, - 6 месяцев условно.

16. Гусаров Яков Иванович, прихожанин, ученик слесаря, - 6 месяцев лишения свободы.

17. Дмитриев Александр Васильевич, счетовод, - освобожден от наказания по болезни.

18. Дубровицкий Михаил Степанович, прихожанин, преподаватель Петроградского института глухонемых, - 3 месяца принудительных работ.

19. Дьяконов Леонид Васильевич, протоиерей, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, - 2 месяца принудительных работ.

20. Дымский Михаил Николаевич, протоиерей, священник церкви Святых Апостолов Петра и Павла при Петроградском институте глухонемых, - оправдан.

21. Емельянов Владимир Федорович, преподаватель Петроградского института глухонемых, - 3 месяца принудительных работ.

22. Жабров Василий Михайлович, грузчик, - 6 месяцев лишения свободы.

23. Закржевская Е. И., - оправдана.

24. Зальман Владимир Карлович, ктитор церкви Святых Апостолов Петра и Павла при Петроградском институте глухонемых, воспитатель Института глухонемых, - 1 год тюрьмы строгой изоляции.

25. Зенкевич (Зинкевич) Стефан Иванович, закончил историко-филологический факультет университета, священник Исаакиевского собора, член Правления Общества православных приходов, - оправдан.

26. Ивановский Константин Васильевич, протоиерей церкви Божией Матери “Всех Скорбящих Радости”, - 3 года тюрьмы строгой изоляции.

27. Изотов Василий Изотович, портной, - 6 месяцев лишения свободы.

28. Карабинов Иван Алексеевич, профессор Богословского института, член Правления Общества православных приходов, - оправдан.

29. Касаточкин Николай Иванович, прихожанин, студент, - 6 месяцев лишения свободы.

30. Кедринский Павел Антонович, протоиерей, настоятель церкви Божией Матери Владимирской на Владимирской площади, благочинный 4-го округа, - 3 года тюрьмы строгой изоляции.

31. Киселев Василий Федорович, студент богословских курсов, - 6 месяцев лишения свободы.

32. Козьмодемьянский (Космодемьянский) Павел Потапович, протоиерей, настоятель церкви Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), - оправдан.

33. Козеинов Никифор Петрович, прихожанин, сапожник, - 6 месяцев лишения свободы.

34. Комарецкий Н. А. - оправдан.

35. Королев Петр Александрович, прихожанин, бывший штабс-капитан, с 1918 года - в Красной Армии, откуда уволился по болезни; безработный, - 2 года тюрьмы строгой изоляции.

36. Корчагина Анастасия Ивановка, домохозяйка, -7 дней принудительных работ.

37. Кравченко Михаил В., музыкант-контрабасист, - оправдан.

38. Кудрявцева Александра Ильинична, счетовод 3-й Психиатрической больницы в Удельной, - 6 месяцев условно.

39. Кудрявцева Евгения Ильинична, прихожанка, сестра милосердия 3-й Психиатрической больницы в Удельной, - 6 месяцев условно.

40. Левицкий Павел Петрович, протоиерей, настоятель Рождественской церкви, - 2 месяца принудительных работ.

41. Ливенцов Митрофан Павлович, протоиерей, настоятель больничной церкви Пресвятой Троицы при Свято-Троицкой общине сестер милосердия, - 3 года тюрьмы строгой изоляции.

42. Ляпунов Сергей Михайлович, профессор по классу фортепиано, ктитор церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Консерватории, - 6 месяцев условно.

43. Маркин Владимир Семенович, демобилизованный красноармеец, - 6 месяцев условно.

44. Миронов Петр Николаевич, хорист Академической капеллы, - оправдан.

45. Низовцева - оправдана.

46. Никиташин Семен Семенович, протоиерей, настоятель церкви Божией Матери “Всех Скорбящих Радости”, - 2 месяца принудительных работ.

47. Никольский Николай Васильевич, протоиерей, настоятель церкви Волковского кладбища, - 2 месяца принудительных работ.

48. Орнадский Иван Николаевич, окончил Духовную Семинарию, - 2 месяца принудительных работ.

49. Островский - оправдан.

50. Парийский Лев Николаевич, преподаватель Единой трудовой школы, помощник секретаря канцелярии митрополита, ассистент по кафедре русского языка 1-го Петроградского политехникума, - оправдан.

51. Перепелкин Михаил Иванович, прихожанин, столяр, - 6 месяцев условно.

52. Пестова Мария Александровна, прихожанка, буфетчица столовой Совнархоза - 6 месяцев условно.

53. Петрова Мария Дмитриевна, прихожанка, - 7 дней принудительных работ.

54. Петровский Александр Васильевич, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиерей, до 1917 года настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы (Спаса-на-Сенной), - оправдан.

55. Пешель Василий Васильевич, бухгалтер, - 2 года тюрьмы строгой изоляции.

56. Пикленок Николай.

57. Пилкина Надежда Алексеевна, прихожанка, - оправдана.

58. Позднякова Варвара Фроловна, прихожанка, - оправдана.

59. Попов Николай Степанович, прихожанин церквей Иоанновского монастыря, студент Технологического института, - оправдан.

60. Савельева Анна Ивановна - оправдана.

61. Семенов Виктор П., священник, - дело за смертью прекращено.

62. Сенюшкин Павел Петрович, прихожанин, учащийся, - 6 месяцев лишения свободы.

63. Смирнов Федор Васильевич, прихожанин церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Консерватории, безработный, - 6 месяцев лишения свободы.

64. Смирнов Яков Иванович, прихожанин, торговый служащий, - 6 месяцев лишения свободы.

65. Соколов Александр, священник церкви Знамения, - оправдан.

66. Соколов Сергей Евлампиевич, член приходского совета больничной церкви Пресвятой Троицы при Свято-Троицкой общине сестер милосердия, врач-хирург, - 2 года тюрьмы строгой изоляции.

67. Сопетов Константин Михайлович, член Общества православных приходов, староста собора Божией Матери Казанской (Казанский).

68. Соустов Василий, член приходского совета церкви Святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры при Путиловском заводе, - оправдан.

69. Союзов Михаил Федорович, протоиерей, благочинный 9-го округа, настоятель Князь-Владимирского собора, - 3 года тюрьма строгой изоляции.

70. Травин Леонид Константинович, прихожанин церквей Иоанновского монастыря, - оправдан.

71. Тихомиров Михаил Владимирович, протоиерей, настоятель Спасо-Преображенского собора, - оправдан.

72. Толстопятое Анатолий Михайлович, бывший капитан 2-го ранга, преподаватель физики Училища комсостава Флота, священник церкви Рождества Христова при Консерватории, - 3 года тюрьмы строгой изоляции.

73. Федоров Николай Николаевич, студент Института инженеров путей сообщения, - 6 месяцев лишения свободы.

74. Филатов - оправдан.

75. Флеров Константин Николаевич, настоятель Спасо-Колтовской церкви, - 2 месяца принудительных работ.

76. Чельцов Павел Михайлович, - оправдан.

77. Черняева, заведующая убежищем престарелых № 29, - 6 месяцев условно.

78. Янковская, жена директора Петроградского института глухонемых.

79. Янковский Петр Станиславович, прихожанин, директор Петроградского института глухонемых, профессор педагогики, - 1 год тюрьмы строгой изоляции [16] .

По делу вызывались 43 свидетеля.

Знакомясь с материалами судебных заседаний, можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом.

Вот некоторые отдельные параллели.

“Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?

Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал. Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем (Ин. 18.33-38).

На суде митрополита Вениамина допрашивают:

“Красиков: “Вы считаете, что изъятие сосудов и церковных принадлежностей в силу Декрета есть святотатство, есть преступление с церковной точки зрения, и люди, которые это делали, есть святотатцы?”.

Митрополит Вениамин: “Моя позиция не совсем такая. Меня просили, чтобы верующие приняли участие в изъятии церковных ценностей. С этим я обратиться не могу, потому что для верующих такой поступок является оскорблением святыни”.

Красиков: “Вы надеялись на то, что будет изменен Декрет и отменено действие Декрета в сторону, вам желательную?”

Митрополит Вениамин: “Не изменить. Мы со своей стороны задумали совершить добровольное пожертвование. Цель была бы достигнута одна и та же, и она не считалась бы при этом за принудительное изъятие, а за пожертвование. Это было бы как при Амвросии Медиоланском... Тогда был расцвет христианства. Если бы теперь восстановилась христианская жизнь, мы должны были бы следовать этому примеру”.

Красиков: “Вы считаете, что уровень понятий XX столетия тот же, что и в IV веке?”.

Митрополит Вениамин: “Христианство всегда было, христианство вечно. Что было при Христе и что было при Апостолах, - то осталось для верующих и в настоящее время”.

Красиков: “Так что вы и руководствуетесь пониманием IV века?”.

Митрополит Вениамин: “Я руководствуюсь Евангельским пониманием и заявляю об этом как епископ Православной Церкви”.

Красиков: “Как епископ Православной Церкви вы говорите: все можно отдать голодающим, когда они нуждаются?”.

Митрополит Вениамин: “Я прошу разрешить нам отдать голодающим и принять в этом участие, потому что по-христиански мы должны и впредь отдавать и творить эту милостыню”.

Красиков: “В чем вы понимаете христианство?”.

Митрополит Вениамин: “В деятельности. В жизни”.

“Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

Сказал же он это не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали...” (Ин. 12.4-6).

“Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть” (Лк. 22,47).

О священнике Введенском, который вместе со своими единомышленниками-обновленцами развил в Петрограде бурную деятельность в изъятии церковных ценностей для удовлетворения своих честолюбивых намерений, митрополит Вениамин на суде сказал:

“Введенского я знаю с 1918 года. По характеру должности он был одно время в большом приближении ко мне, я брал его в поездки, он совершал богослужения вместе со мной, и был хорошим проповедником. Но я вам уже показывал, что его поведение было неправильно, что он обвиняет всех в контрреволюции, тогда как мы не являемся контрреволюционерами. Кто же за это будет благодарить человека? До 6 марта Введенский действовал с моего благословения. С 6-го марта я ему благословения не давал. Отлучил я его от Церкви за то, что три священника, никем не уполномоченные, не взявшие на это благословения, без воли своего митрополита, поехали в Москву и приняли там на себя высшее церковное управление и стали делать распоряжения в моей епархии. Я предложил протоиерею Введенскому покаяться. Я ему написал письмо. В моем письме я вспоминал прежнюю его деятельность, обращение его с паствой и все то доброе, что было им тогда пережито, и чтобы он оставил тот путь отречения от Церкви... Чтобы он покаялся и исправился”.

Пятидесятидевятилетний настоятель церкви Владимирской Божией Матери отец Павел Кедринский сказал о “живоцерковниках” на суде следующее:

“Когда говорят о новой церкви, о новых священнослужителях-прогрессистах - я не знаю, в чем у них прогресс. Разве, что они пользуются, если не покровительством то, по крайней мере, известным более снисходительным отношением со стороны гражданской власти. Ведь сейчас дело доходит до того, что один из таких протоиереев публично, на собрании пастырей, объявляет, что расстрел пяти протоиереев был ответом на его отлучение. И тот же протоиерей в присутствии епископа заявляет, - исход судебного процесса над церковниками будет зависеть от постановления пастырского собрания. Разве это не террор? <...> Я не могу не волноваться. Разве это прогрессивные, идеологические, народные священники могут такие вещи говорить?”.

Народное предание говорит, когда в Александро-Невскую Лавру пришли арестовывать митрополита Вениамина, в числе арестовывавших был протоиерей Александр Введенский, как представитель новосозданного Высшего церковного управления. Он подошел к митрополиту за благословением. “Отец Александр - сказал ему Владыка, - ведь мы с вами не в Гефсиманском саду”.

Всю “вину” по предъявленному обвинению митрополит Вениамин взял на себя, стараясь защитить всех проходивших по этому “делу”.

“Пилат сказал Ему: что есть истина?” (Ин. 18.38).

Суд допрашивает архимандрита Сергия (Шеина). В миру Василий Иванович Шеин в 1893 году окончил Училище правоведения. В 1913 году был членом IV Государственной Думы, состоял во фракции националистов. В 1907 - член и секретарь Поместного Собора Российской Православной Церкви. С 1920 года - монах, настоятель Троицкого подворья в Петрограде.

Обвинитель: Вы образование какое получили?

Архимандрит Сергий: Высшее юридическое.

Обвинитель: С какого времени стали священником?

Архимандрит Сергий: С 30 августа по старому стилю, со дня Александра Невского, двадцатого года...

Обвинитель: Религиозные вопросы вас давно интересовали?

Архимандрит Сергий: Я не помню дня моей жизни, когда я ими не интересовался. Официально же начал заниматься церковным вопросом с 1906 года, когда был привлечен в число членов предсоборного присутствия. <...>

Обвинитель: Почему вы огласили послание митрополита?

Архимандрит Сергий: Как я мог скрыть документ, который у меня есть? Я со своим приходским советом в прятки не играю...

Обвинитель: Разницу в направлении так называемой “Живой Церкви”, которая обвиняет старую Церковь в контрреволюции, вы понимаете?

Архимандрит Сергий: “Живую Церковь” я знаю только одну, ту, о которой сказано: “Церковь Бога Живого - Столп и Утверждение Истины” <...>

Суд допрашивает юриста, профессора уголовного права Юрия Петровича Новицкого. Родившись в старинной дворянской семье мирового судьи, он провел свое детство в доме известного профессора-богослова Киевского университета и Духовной Академии Ореста Новицкого. Религиозность Юрия Петровича была глубокой и осмысленной. Он после окончания университета в 1908 году и стажировки в Геттингене был оставлен на кафедре уголовного права юридического факультета и работал следователем в Киевском окружном суде. Он исследовал проблемы преступлений против личности, создал в Киеве специальный суд, который занимался исключительно делами несовершеннолетних, основал приют для детей, чьи родители отправлялись на каторгу или в ссылку. С 1918 года в Петрограде он работал в Наробраз, состоял профессором Петроградского университета, Политехнического института и организовал Педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка, а в 1919 году создал Костромской рабоче-крестьянский университет в память Октябрьской революции.

Крастин: “Как вы очутились в таком тесном контакте с церковными людьми?”.

Новицкий: “Когда я еще в Киеве был, я принимал большое участие в церковном богослужении, в церковной жизни, насколько тогда это можно было принимать. А теперь, со времени отделения Церкви от государства, со времени издания этого декрета, когда можно было Церкви развивать свою деятельность, я принял большое участие”.

Драницын: “Скажите, обвиняемый Новицкий, в приходских сонетах и Правлении вы признаете классовую точку зрения?”.

Новицкий: “Я не признаю никакой классовой точки зрения”.

Смирнов: “Какую деятельность по отношению к Церкви проявляли до революции?”.

Новицкий: “Я подавал кадило, был пономарем”.

Красиков: “Отвечайте на вопрос: вы считаете, что ваша деятельность общественно-церковная сейчас...”.

Новицкий: “Сейчас моя деятельность в тюрьме”.

Красиков: “Не шутите!”.

Суд допрашивает Ковшарова Ивана Михайловича, профессионального юриста, бывшего присяжного поверенного, консультанта по юридическим вопросам, члена Правления Общества православных приходов (разработчик Приходского устава, отвечающего новому положению Церкви):

“Я живу недалеко от Смольного и предложил митрополиту, который ни разу в Смольном не был, проводить его. В комнате № 95, куда был приглашен митрополит, были Комаров Н. П., Канатчиков С. И. и еще трое. Митрополит огласил свое Заявление в Помгол. Комаров принял точку зрения митрополита, который говорил, что Церковь стоит на точке зрения превращения церковных ценностей в хлеб, но руками верующих, и, начиная с предметов, не имеющих религиозного значения, затем риз, после чего можно было приступить к священным сосудам и предметам, находящимся на Престоле, при условии превращения их в слитки. На следующий день митрополит служил и обратился к народу с проповедью, указывая в ней о полученном в Смольном разрешении и призывая народ жертвовать”.

4 июня 1922 года подсудимым было предоставлено последнее слово. Первым взял слово митрополит Вениамин:

“Народ судит меня во второй раз. Первый раз я предстал перед народным судом пять лет тому назад, когда в Петрограде происходили выборы митрополита. Тогда собралось несколько тысяч рабочих и крестьян - тех, которые послали вас сюда судить меня. Несмотря на то, что я не был официальным кандидатом и не был угоден ни правительственным, ни высшим церковным кругам, они избрали меня. После этого я все время работал при Советской власти, причем всюду, куда я ни являлся, куда ни приезжал, вначале власть меня встречала подозрительно, но когда узнавала, отношения резко менялись.

<...> Теперь меня судят во второй раз представители народа. Я ни в чем не виноват перед теми рабочими, которые вас, судьи, послали судить меня. Я аполитичен, живу только интересами церкви и народа и во всем исполняю веления Господа. Не виноваты и другие <...>

Каков бы ни был ваш приговор, я буду знать, что он вынесен не вами, а идет от Господа Бога, и что бы со мной ни случилось, я скажу: “Слава Богу””.

Митрополит осеняет себя крестным знамением и садится.

Новицкий Ю. П. не признал себя виновным, сказал, что он никогда не был врагом народа, предателем и изменником. “Если все-таки нужна жертва в этом процессе, возьмите мою жизнь, но пощадите остальных. Хотя после меня и останется одна четырнадцатилетняя девочка...”.

Ковшаров И. М. подробно разобрал доводы обвинения, виновным себя не признал и закончил словами: “Для братской могилы в шестнадцать человек материала для обвинения мало”. - “Но - как сказал обвинитель Драницын при допросе митрополита Вениамина - это не важно, потому что это есть борьба не на жизнь, а на смерть” [17] .

Архимандрит Сергий (Шеин) рассказал о своей работе в Церковной комиссии, о том, что “монашество он принял не для того, чтобы скрыть под клобуком свое политическое прошлое, а по своим религиозным убеждениям, никакой борьбы с советской властью не вел, вел только борьбу с самим собой. Смерть он встретит спокойно, зная, что она, как и все, - от Бога” [18] .

В своем предсмертном письме, адресованном благочинным Петроградской епархии, владыка Вениамин писал:

“В детстве и отрочестве я зачитывался Житиями Святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страдании избыточествует и утешение от Бога. <...> Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование смерти, (под) якобы народные аплодисменты, людскую неблагодарность, продажность, непостоянство и тому подобное, беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самою Церковь.

Страдания достигли своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос - наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией.

Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся пастырей (разумею Платонова), - “надо хранить живые силы”, то есть их ради поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чипурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать - погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсэры и т. п. Нам ли христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества, даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века! (...) Благословение духовенству!” [19] .

“Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие” (Мф. 27.27-31).

Перед казнью всех четырех обрили, одели в лохмотья, чтобы нельзя было узнать в них духовных лиц.

Терновый венец Господа увенчал их мученическую кончину. Святии новомученицы Российстии, молите Бога о нас!

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]. “Самарские епархиальные ведомости”. 1901, № 3. С. 229-232.

[2]. “Путиловский приходской листок”. 1916, № 6. С. 1-4.

[3]. “Путиловский приходской листок”. 1917, № 5-6. С. 2-4.

[4]. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга III. Деян. XXXI-XL. Пг” 1918.

[5]. Цит.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. М: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994. (Материалы по истории Русской Православной Церкви). С. 176-177.

[6]. Там же. С. 190.

[7]. Цит.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М.: Иуд. Библейско Богословского Института св. апостола Андрея, 1996.- С. 88-92.

[8]. Цит.: Нежный А. Плач по Вениамину В журнале “Звезда”, 1996. № 4. С. 53

[9]. “Петроградская правда”. 30.05.1922. № 118.

[10]. Цит.: Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонения и утрат. 1917-1945. СПб, 1995. С. 65.

[11]. См.: “Дело” митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М.: “Российский архив”. 1991. С. 12-15.

[12]. Цит.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М.: Изд. Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996.- С. 106-108.

[13]. Цит.: Нежный А. Плач по Вениамину. В журнале “Звезда”, 1996, № 5. С. 53.

[14]. Цит.: Там же. - С. 81-82.

[15]. Цит. по материалам: Бовкало А., Галкин А. Священномученник митрополит Вениамин (машинопись).

[16]. См.: “Дело” митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М.: “Российский архив”. 1991: “Революция и Церковь”, 1922, № 1-3.

[17]. См.: Нежный А. Плач по Вениамину. В журнале “Звезда”, 1996, № 5. С. 76-134.

[18]. Вострышев М. На основе устных директив. - В журнале: ЖМП. 1993, № 8. С. 5-10.

[19]. Цит.: Вострышев М Не творите мучеников. В журнале “Слово”, 1991, Л”” 5. С. 50.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994. - 1064 с.6 илл. (Материалы по истории Русской Православной Церкви).

2. Антонов В. В. Народ защищал свои святыни. “Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости” Вып.17, 1997.

3. Бовкало А., Галкин А. Священномученник митрополит Вениамин. “Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости”. Вып. 11. 1994.

4. Бовкало А. А.. Галкин А. К. “Святитель Вениамин и крестные ходы петербуржцев”. - В.: “Петербуржец путешествует”. Сборник материалов конференции 2-3 марта 1995 года. СПб. 1995.

5. Вострышев М. На основе устных директив. ЖМП. 1993, ,№ 8, 5-10 с.

6. Вострышев М. Не творите мучеников. - В журнале: “Слово”, V, 1991. 45-47 с; XII. 13-16 с.

7. “Дело” митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М.: “Российский архив”. 1991.

8. Колосов Ю. Мертвые учат жить. - В журнале: “Нева”, № 10, 1992.

9. Кашеваров А. Н. Государственно-церковные отношения в советском обществе 20-30 гг. СПб., Изд. СПбГТУ. 1997. 48 с.

10. Коняев Н. Крест Вениамина. - В газете: “Вечерний Петербург”, 12 августа 1997 года.

11. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. ЖМП. 1993. № 6. 71-77 с.

12. Уроки истории. В журнале: “Наука и религия”. -№ 5. 1991. 1 -12 г.

13. Нежный А. Плач по Вениамину. В журнале “Звезда”, 1996. № 1. С. 42-82; № 5. 76-134 с.

14. Нечаев А. В. Некоторые материалы к петроградскому процессу церковников. СПб, 1997 (машинопись).

15. Петроградский процесс 1922 года. Материалы выставки ЦРБ им. М. В. Ломоносова Василеостровского района. Декабрь 1997 г .

16. Протоиерей Михаил Чельцов. Воспоминания смертников о пережитом (5 июля- 14 августа 1922 года). ЖМП. 1993. с.10-11.

17. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. YMCA-PRESS, 1997. 627 с.

18. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917- 1941. Документы и фотоматериалы. М. Изд. Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. 352 с.

19. Сорокин В. В лике мучеников. - В журнале “Наука и религия”, № 5, 1991. С. 13.

20. Судебные процессы. В журнале “Революция и Церковь”, 1922, № 1-3. 65-111 с.

21. Шкаровский М. В. Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде. В кн.: “Минувшее”. Т. 15. СПб. 1993.

22. Шкаровский М. П. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917-1945. СПб, 1995. 206 с.

Профессор протоиерей Владимир Сорокин

Актовая речь на торжественном заседании в праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, 9 октября 1997 года

 
 
 
НОВОСТИ

 Добавлен раздел о священномученике Вениамине,
Митрополите Петроградском и Гдовском
=>>>

Православная общественность пытается возвратить здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы =>>>

 Создан новый раздел фотографий, здесь можно посмотреть в каком плачевном состоянии находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы на сегодняшний день=>>>

 Икона дня

 

© 2004-2008, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Hosted by uCoz