Священномученик  Вениамин
 Краткая  биография
 Гдовское  викариатство
 Ректорский крест
 Студенческие  годы Вениамина
 Учитель и ученик
 Избрание  митрополита
 Списки дел  МТРП.Вениамина
“Дело  петроградских  церковников”
 Венец жизни  сященномученика  Вениамина
 Место расстрела
 Гдов
 Гдовский  Дмитриевский  Собор
 Родина св.  Вениамина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гдовский Димитриевский Собор – кафедральный храм священномученика Митрополита Вениамина

Гдов. Дмитриевский собор. Фото начала ХХ в.Всем привычный титул правящего архиерея северной столицы – Санкт-Петербургский и Ладожский – впервые прозвучал лишь в 1892 году. Сама Петербургская епархия была открыта ровно 150 годами ранее и первоначально занимала совсем небольшую территорию. Кроме самой столицы, она ограничивалась Кронштадтом и 4 отвоеванными от шведов уездами – Копорским, Ямбургским, Шлиссельбургским и Выборгским. Даже Ладожский уезд до 1764 года относился к епархии Новгородской. Еще позже, в 1780 году, когда границы столичной губернии отодвинулись на юг, под омофор Санкт-Петербургских архиереев перешла северная часть Псковской земли (Гдовский уезд) и северо-восточная – Новгородской (Лужский уезд). С того времени старинный псковский “пригород” Гдов на полтора столетия оказался тесно связанным с Санкт-Петербургом –Петроградом – Ленинградом. Свои современные очертания Ленинградская область получила в 1944 году, при этом Гдов с районом вошел в состав вновь образованной Псковской области.

Вышепомянутый 1892 год открыл новую страницу и в церковной истории Гдова – в тот год в С.-Петербургской митрополии было учреждено Гдовское викариатство. Древний Димитриевский собор Гдова стал кафедральным. Епископы Гдовские стремились по возможности чаще служить в нем, и каждый приезд архиерея был памятным событием в однообразной жизни гдовичей. Гдовское викариатство просуществовало четверть века. В мае богатого на перемены 1917 года на Петроградскую и Ладожскую кафедру взошел епископ Гдовский св. Вениамин (Казанский), избранный свободным голосованием клира и мирян столичной епархии. Однако титул “Петроградский и Ладожский” владыка Вениамин носил меньше месяца – 14-17 июня 1917 года епархиальный титул был изменен на “Петроградский и Гдовский”. Соответственно, и Димитриевский собор Гдова занял почетное положение второго, после Исаакиевского собора в Петрограде, кафедрального храма святителей Петроградских.

Таким образом, все двенадцать лет служения священномученика Вениамина в сане епископа, архиепископа, митрополита его архиерейская кафедра оставалась в Димитриевском соборе Гдова. А в наши дни эту связь навеки запечатлел Вениаминовский придел собора, устроенный при втором рождении гдовской святыни.

История Гдова уходит в глубину веков. По одной из легенд, город существовал еще до основания Пскова и получил свое название Гдов (Вдов), когда был отдан во владение св. великой княгине Ольге (+ 869) после того, как она овдовела. Первое же летописное упоминание города относится к началу XIV века. Гдов стал северным форпостом Пскова и в ХУ-ХУП веках представлял собой первоклассную порубежную крепость.

Лишь в Петровское время, когда в ходе войны со Швецией к России были присоединены Эстляндия и Лифляндия, город оказался вдалеке от внешних границ страны и потерял всякое оборонительное значение. Но еще долго, вплоть до середины XIX века через Гдов проходила оживленная дорога, связывавшая С.-Петербург с юго-западными губерниями европейской России. (Киевское Колокола на звоннице Гдовского Дмитриевского собора. Фото акад. П. П. Покрышкина. 1912 г.шоссе через Лугу на Псков-Опочку было проложено только в 1849 году). Во время Северной войны 1700-1721 года в Гдове не раз бывал проездом Петр Великий. Так, в июне 1706 года царь “из Петербурга путь свой восприял на Украину к войску” через Нарву, откуда “поехал до Гдова сухим путем, а от Гдова до Пскова водяным путем на шнаве” 1 . От Пскова тракт в южном направлении вел к Великим Лукам и Смоленску. В декабре того же года Петр вновь отправился “к войску в Киев чрез Луки Великие на Смоленск” из Нарвы 2 – следовательно, также через Гдов. Останавливалась в путевом дворце Гдова в мае 1780 года и Екатерина II во время своего путешествия в Могилев 3 . В ее царствование город получил сугубо мирный герб: “В верхней части щита герб Псковский. В нижней – усеянное льняными снопиками золотое поле, чем окрестности сего города изобилуют”. Исключенный из числа боевых крепостей гдовский кремль к концу XVIII столетия лежал в развалинах, и из всей его застройки остался лишь внушительный каменный собор во имя святого воина-мученика Димитрия Солунского с отдельно стоящей колокольней.

Самый знаменитый из древнерусских Димитриевских соборов был сооружен в 1190-х годах во Владимире-на-Клязьме (его формы повторял петербургский храм “Спаса-на-водах”, построенный в 1910-1911 годах на берегу Невы, на Новом Адмиралтействе). Полувеком ранее первый каменный храм поднялся в Пскове, “в Домантове стене”: он также посвящен св. Димитрию 4 . На Руси, как и в других славянских странах, к этому святому прибегали за помощью в ратном деле при нашествиях иноплеменников.

Долгое время гдовская крепость оставалась деревянной, затем из камня вывели стену “на приступной стороне” – с юго-востока. Строительство каменного кремля в Гдове датируется самым концом XV века. Его стены сложены из огромных гранитных валунов, ряды которых чередуются с рядами известкой плиты – обычного строительного материала этого края. В плане крепость приближалась к прямоугольнику, она имела трое ворот и 4 башни. Главным въездом в город служили Псковские ворота, расположенные в западном углу крепостных стен 5 . Вслед за возведением мощных укреплений, в Гдове был сооружен и новый каменный собор. Как установил доктор искусствоведения В. В. Седов, Димитриевский собор построили в 1520-е годы в традициях псковских “кончанских” храмов рубежа XV-XVI веков. “И план, и объемная композиция, и структура его интерьера практически совпадают с храмами Богоявления с Запсковья и Успения с Пароменья. Единственной деталью, свидетельствующей об эволюции внутри школы, является керамическая храмозданная надпись на барабане собора” 6 . Подобная же надпись была помещена на барабане одноименного псковского собора, поставленного в 1524 году “в Домантове стене”, на фундаментах храма XII века. Таким образом, в центре Пскова и в Гдове практически одновременно поднялись два собора-близнеца, посвященных св. Димитрию Солунскому.

Гдовский Димитриевский собор поставлен почти в центре кремля и доминирует в его пространстве, что придает храму еще большую представительность. В других крепостях северо-запада соборы или смещены к самой стене, “запирая” въезд через главные ворота (Изборск, Остров, Порхов), или укрыты в наиболее безопасной части крепости (южной – в Ладоге, восточной – в Орехове), или кажутся крохотными на фоне крепостных стен и башен (Ивангород). Таким образом, статус кафедрального, который Димитриевский собор получил через 370 лет после постройки, вполне соответствует его высоким композиционным и градостроительным особенностям.

Примерно через полвека после строительства гдовского собора рядом с ним была возведена колокольня, своим декором подчеркнуто подражавшая верхнему столпу Ивана Великого в Московском Кремле. “Здесь к восьмигранной столпообразной церкви “под колоколы” (во втором ярусе восьмерика находилась церковь Преображения) с двух сторон примыкали два симметричных придела Успения и Михаила Архангела. Эта удивительная композиция не имеет прямых аналогов ни в псковской архитектуре, ни в русской архитектуре XVI века вообще” 7 . В. В. Седов предполагает, что заказчиком такого уникального сооружения “был сам царь Иван Грозный: вряд ли в этом небольшом городке воевода или прихожане создали бы этот монументальный комплекс явно мемориального значения” 8 . Теперь по числу и разнообразию престолов соборный комплекс Гдова превзошел прочие псковские “пригороды”. Выразительный язык архитектуры свидетельствовал, что за этой порубежной крепостью стоит “вся великая Москва”.

Величественному внешнему виду гдовского собора прекрасно соответствовал его иконостас, поднимавшийся до самых сводов. Он состоял из четырех ярусов – местного, праздничного, деисусного и пророческого. В эпоху барокко, в XVIII веке, большинство старинных многоярусных иконостасов было реконструировано, с устройством пышных рам (“тела”), представлявших сложное архитектурное произведение. При этом утрачивалось единство горизонтальных рядов икон: декоративная сторона брала верх над смысловой. К счастью, в Гдове этого не случилось. Один только местный ряд здесь был выделен витыми колоннами и широким карнизом. Иконы трех верхних ярусов сохранили характер сплошной стены – их разделили всего лишь подчеркнуто легкими горизонтальными и вертикальными тягами. Древние иконописцы предусмотрели эффект обратной перспективы: в пророческом чине иконы были крупнее, чем в деисусном, и поясное изображение Богоматери Знамение с обращенными к Ней пророками, написанными в рост, представляло собой как бы гдовскую Оранту. Иконостас венчало громадное резное Распятие с предстоящими; меньшие по размерам фигуры ангелов “охраняли” царские врата на уровне праздничного чина. Средства на устройство новой рамы гдовского соборного иконостаса пожертвовала чета местных помещиков Коновницыных, Григорий и Евфимия. Это было в 1737 году 9 .

Среди соборных святынь выделялись икона великомученика Димитрия в местном ряду иконостаса, икона св. Иоанна Предтечи с деяниями, а также икона Святой Троицы с припадающими св. Димитрием Солунским и св. Всеволодом-Гавриилом Псковским. Последняя была снята с главных городских ворот, когда их пришлось разобрать по ветхости. Три колокола собора (всего их было 10) относились к царствованию Ивана Грозного, а большой колокол весом в 104 пуда отлили в 1839 году.

Гдов. Иконостас Дмитриевского соборо. Фото 1900-х гг.К началу XIX века причт гдовского собора состоял из протоиерея, священника, диакона, 2 дьячков и 2 пономарей. Среди соборного духовенства можно было видеть выпускников не только С.-Петербургской, но и Псковской и даже Новгородской семинарий (географически Гдов равноудален от С.- Петербурга и Новгорода), а один из настоятелей собора первой четверти XIX века, протоиерей Петр Николаевич Стейшин, имел высшее духовное образование – он окончил Александро-Невскую академию. В 1826-1831 годах соборный клир возглавлял протоиерей Иоанн Петрович Кедров (+ 31 августа 1860), выпускник С.-Петербургской духовной семинарии первого выпуска (1811 год). Он был сыном священника с. Керстово Ямбургского уезда 10 . (Деревянная Скорбященская церковь этого села, построенная духовником императрицы Елизаветы Петровны протоиереем Феодором Дубянским, послужила образцом для первой Троицкой церкви лейб-гвардии Измайловского полка. Каменный Троице-Измайловский собор был сооружен в 1828-1835 годах “по подражанию деревянной”). После перевода о. Иоанна Кедрова к Преображенскому собору г. Нарвы настоятельское место при гдовском соборе занял его младший брат, о. Константин Несвитский, возведенный в сан протоиерея (иногда случалось, что при определении в духовные школы родные братья получали разные фамилии). О. Константин окончил столичную духовную семинарию на 10 лет позже своего брата Иоанна и в 1821-1831 годах священствовал в Покровской церкви с. Кярова под Гдовом. Эта церковь в родовой вотчине Коновницыных первоначально, в XVIII веке, числилась приписной к гдовскому собору. В августе 1822 года скончался один из героев войны 1812 года граф П.П. Коновницын, и о. Константин участвовал в погребении его тела в кяровском храме. Здесь же, в Кярове, в 1829 году у о. К. Несвитского родилась дочь Елизавета. Ее детство и отрочество прошли в Гдове, затем она жила в Кронштадте, куда переместили о. Константина. В 1855 году протоиерей К. Несвитский вышел на покой, а 26-летнюю Елизавету выдали замуж за будущего всероссийски чтимого пастыря и праведника о. Иоанна Кронштадтского – тогда всего лишь молодого кандидата богословия И.И. Сергиева. Елизавета Константиновна на полгода пережила мужа. 4 мая 1909 года она справила свое 80-летие, а 22 мая тихо скончалась.

Икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна "в житии", сооруженная в память битвы при Кушельском озере в 1341 г. Хранилась в Гдовском Дмитриевском соборе. Фото начала ХХ в.Настоятелем гдовского собора о. К. Несвитский прослужил 17 лет (с 1831 по 1848). О его пастырской ревности здесь долго напоминал и стопудовый колокол, перелитый из старого, меньшего веса, и серебряная риза, украсившая житийную икону св. Иоанна Предтечи – древнейшую в Гдове. Младшим соборным священником при о. Константине 10 лет состоял о. Феодор Андреевич Быстреевский, выпускник столичной семинарии 1823 года. Ранее, в 1825-1838 годах, он был настоятелем церкви Быстреевского погоста Гдовского уезда, где, вероятно, и родился. С 1848 года о. Ф. Быстреевский, в сане протоиерея, занимал настоятельское место при Димитриевском соборе, пока в 1863 (или 1864) году не вышел за штат 11 .

В эти годы Гдов и его уезд пережили настоящий “храмостроительный бум”. В самом городе почти одновременно строятся 2 каменные церкви – Афанасьевская (1851-1855 гг.) и кладбищенская св. Марии Магдалины; несколько ранее, в 1847-1850 годах, деревянную Пятницкую церковь расширяют устройством трапезной с 2 приделами. В январе 1860 года в Моцком погосте была освящена новая каменная Георгиевская церковь, в 1854 году к древней церкви Кобыльего Городища пристраивается трапезная и колокольня. Обновляются и храмы двух бывших монастырей, упраздненных в 1764 году:

В 1850-1853 годах сооружают деревянную церковь на месте Сяберского монастыря и, наконец, в 1871 году каменный Покровский храм воздвигают в селе Озера, над мощами преподобного Илариона Гдовского. Строительством и благоукрашением всех этих храмов занимался Алексей Мартынович Турчанинов – впоследствии игумен Череменецкого монастыря Авраамий (1801 – 8 декабря 1882). “После бурной жизни, проведенной в служении винному откупу”, он посвятил себя богоугодному делу восстановления церквей в Гдовском уезде. В этом всемерно способствовал А.М. Турчанинову петербургский купец Мартиниан Якимов (он же – Мартемьян Екимов), уроженец с. Озера и староста местного храма 12 .

Тогда же был расширен и городской собор Гдова. Своей реконструкцией он обязан купцу Якову Григорьевичу Гаврилову, соборному старосте. К середине XIX века Димитриевский собор имел один боковой придел – подобно соборам Изборска и Острова, – посвященный Спасу Нерукотворному. Вместо него к западному фасаду собора сделали обширную пристройку с двумя алтарями – правым Спасским и левым во имя св. Митрофана Воронежского. “Проект на распространение собора” датирован 24 апреля 1854 года и подписан архитектором В. Морганом.

Плодовитый петербургский зодчий 1830-х – 1850-х годов Василий Егорович Морган оставил след и в церковном строительстве. Его работы несут печать провинциального классицизма. В 1839-1840 годах им была расширена двумя приделами (один из которых посвящен св. Митрофану Воронежскому) Введенская церковь на Петербургской стороне и возведена ее каменная колокольня. В 1842-1844 годах В.Е. Морган очень удачно распространил трехнефную Тихвинскую церковь – теплую при Ямской Крестовоздвиженской, – превратив ее в пятинефную. Ранее, в 1840 году, им был исполнен новый проект и самой Крестовоздвиженской церкви в стиле “существующей колокольни”, не принятый к исполнению 13 . В 1849-1851 годах он же построил каменную Успенскую церковь в с. Лезье Шлиссельбургского уезда 14 .

В результате реконструкции собор превратился в большой продолговатый храм, вмещающий до 1000 чел. Зодчий XIX века отнесся к памятнику старины с возможной бережностью. Древний храм не был заслонен с боковых сторон. Пристройка имеет сугубо функциональный характер. Она подчеркнуто невысока и лишена “архитектурных излишеств”. И внутри гдовская святыня сохранила исторический облик. Староста Я. Г. Гаврилов в 1859 году осуществил реставрацию соборного иконостаса (в то время в России еще не существовало законов об охране художественных древностей, и при ремонтах храмов сплошь и рядом уникальные иконостасы XVII-XVIII веков заменяли на современные, трафаретно-ремесленные). Даже иконостас старого Спасского придела был сохранен – его перенесли в обновленную крепостную Успенскую церковь, примыкавшую к соборной колокольне. Эта церковь вместимостью не более 60 человек была освящена 10 сентября 1860 года. Служба в ней совершалась только раз в году – на престольный праздник.

В новых теплых приделах собора установили трехъярусные иконостасы, иконы для которых написал художник Михаил Иванович Чернышев; он же исполнил иконостас гдовской Афанасьевской церкви. М.И Чернышев был учеником академика живописи Н.А. Майкова (1794-1873), отца знаменитого поэта. Как иконописец Н.А. Майков пользовался большой славой – его привлекали к работам в Троице-Измайловском соборе, соборе Зимнего дворца, Исаакиевском...

В 1860 году на главной улице города, в начале аллеи, ведущей к мосту через Гдовку к крепости, воздвигли каменную часовню, которая была приписана к собору. Ее проект составил в 1858 году К.И. Брандт, бывший в 1853-1860 годах с.-петербургским епархиальным архитектором. Этот же зодчий участвовал в реконструкции Никольской церкви в селе Ильеши Ямбургского уезда (1854-1864 годы), где хранилась широко почитаемая явленная резная икона св. Параскевы Пятницы. В Ильешах с 1852 года четверть века прослужил священник Феодор Орлов (+ 11 мая 1877), в 1849-1852 годах состоявший вторым священником гдовского собора 15 .

В 1863-1879 годах настоятелем Димитриевского собора был маститый священник Феодор Феодорович Крамаренко[в], уроженец Харьковской епархии и выпускник Харьковского коллегиума. После многих лет служения на родине он получил назначение в Финляндию, в г. Або (Турку), а оттуда – во Гдов. Здесь о. Феодор в 1878 году отметил 50-летие священства, в связи с чем удостоился награждения орденом св. Владимира 4 степени. Вскоре после юбилея он вышел за штат.

Начиная с о. Ф. Крамаренко в течение 40 лет настоятели Димитриевского собора имели сан священника, тогда как раньше эта должность по штату была протоиерейской. А когда в 1872 году второго соборного священника Михаила Виноградова перевели в с. Кярово, в соборе остался один священник – настоятель. В том же году к Димитриевскому собору была приписана небольшая деревянная церковь в западной части Гдова -Никольская. В ней стали служить всего 2 раза в год, а чтимую храмовую икону перенесли в собор.

На рубеже ХIХ-ХХ веков в гдовском соборе почти два десятилетия прослужил священник Димитрий Андреевич Федоров 16 (17 октября 1856 – 26/13 июня 1921 17 ), в феврале 1903 года награжденный саном протоиерея. Он окончил С.-Петербургскую духовную семинарию в 1882 году и до назначения в Гдов 29 мая 1885 года три года священствовал в Кобыльем Городище. В 1886 году о. Д. Федорову довелось встречать в Димитриевском соборе великого князя Владимира Александровича, посетившего с супругой Гдов 28-29 июня. Высоким гостям особенно понравился иконостас собора “со старыми иконами греческой живописи и фигурной вызолоченной резьбой” 18 . В том же году при соборе открыло свои действия приходское попечительство. Отцу Димитрию как председателю Гдовского отделения епархиального училищного совета принадлежит видная роль в развитии народного образования в крае. Благодаря его усилиям Гдовский уезд по числу церковно-приходских школ вышел на первое место в епархии. При Гдовсом соборе такая школа была учреждена в 1886 году, а через 9 лет в приходе появилась вторая школа – в деревне Портиловы Луги. Гдовско-Димитриевская школа помещалась в доме диакона, который был в ней и законоучителем, и учителем. Соборным диаконом с 1881 года около 20 лет состоял Алексий Павлович Бобровский – автор единственного печатного очерка о соборе древнего Гдова. Этот обстоятельный труд о. Алексия опубликован в 10-м томе “Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии”. В ноябре 1900 года диакон А. Бобровский был перемещен в Новоладожский уезд 19 . Скончался он в сане священника 23 декабря 1905 года. Гдов. Дмитриевский собор. Вид с юго-востока. Фото начала ХХ в.

С особой гордостью гдовичи справляли престольный праздник своего собора в 1892 году – двумя днями ранее, 24 октября, состоялось открытие Гдовского викариатства взамен прежде существовавшего Ладожского. При этом город Гдов из всех уездных городов губернии занимал последнее место по населению (по переписи 1897 года в немжило всего 2250 чел. – почти вдвое меньше, чем в Ямбурге или Новой Ладоге и в 10 раз меньше, чем в Царском Селе). А из трех приходов Гдова собор имел наименьшее число прихожан (1400 человек, включая жителей окрестных деревень, против 2426 человек в Афанасиевском приходе и 1657 – в Пятницком) 20. Получение собором статуса кафедрального не давало ему никаких привилегий, и его настоятель еще 10 лет оставался в сане священника.

Следующая страница =>>>

 
 
 
НОВОСТИ

 Добавлен раздел о священномученике Вениамине,
Митрополите Петроградском и Гдовском
=>>>

Православная общественность пытается возвратить здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы =>>>

 Создан новый раздел фотографий, здесь можно посмотреть в каком плачевном состоянии находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы на сегодняшний день=>>>

 Икона дня

 

© 2004-2008, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Hosted by uCoz