|
Учитель и ученик.
Протоиерей Борис Макарович Клеандров ( 1882 – 1918) – питомец св. митрополита Вениамина по Самарской духовной семинарии
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, в сане иеромонаха и архимандрита в течение 12 лет состоял на духовно-учебной службе, зажигая своих питомцев примером самоотверженной любви, стремясь «всегда и всюду оказать помощь, руководство и воздействие» [1] . Его выдающиеся педагогические таланты не были случайностью – и по отцовской (Казанские), и по материнской (Смирновы) линиям он происходил из духовенства, оставившего глубокий след в развитии народного просвещения [2] . Несомненно, что о. Вениамин оказал определяющее влияние на формирование пастырского идеала у многих сотен семинаристов Риги, Холма, Самары и Петербурга, имевших возможность тесно общаться со своим наставником, инспектором, ректором. Один из петроградских священников 1910-х годов, духовно близких святителю, относился к числу самых ревностных его учеников еще по Самарской семинарии. Это был о. Борис Клеандров, павший в Петрограде жертвой «красного террора». Всем своим коротким, но ярким служением Церкви о. Борис оказался достойным своего учителя.
Протоиерей Борис Клеандров родился 19 июня 1882 года [3] в Самарской епархии в семье священника. Начальное образование он получил в Николаевском духовном училище (г. Николаевск – ныне г. Пугачев Саратовской обл.). Училище Борис закончил в 1897 году по 1 разряду, третьим по списку [4] , и был зачислен в Самарскую духовную семинарию «без предварительного поверочного испытания» (всего в тот год в нее поступило 74 человека). Тем же летом, по Определению Святейшего Синода от 16-18 июля 1897 года, ректором семинарии стал ее же выпускник, настоятель самарского Казанского собора, магистр богословия протоиерей Николай Боголюбский. 23 августа новый ректор совершил в семинарской церкви молебен пред началом учения, обратившись к своим 372 питомцам со словами: «Желал бы от души, возлюбленные воспитанники, видеть вас юношами религиозными, к церкви Божией благоговейно расположенными, всегда благоприличными, любознательными и готовыми на самоотверженный труд» [5] .
При ректоре протоиерее Н. Боголюбском Самарская семинария много изменилась к лучшему и заняла видное место в глазах общества. О. Николай вывел семинаристов «на свет и на воздух» [6] , уделяя большое внимание внеклассной работе. Воспитанникам впервые доверяют проповедовать в храмах города, устраивать публичные религиозные чтения. Летом, в каникулы, были организованы насыщенные впечатлениями экскурсии – на Соловки (1899) и в Крым (1900). В «Самарских епархиальных ведомостях» появляется все больше материалов о жизни семинарии. В одной из заметок впервые упомянуто имя воспитанника 5 класса Бориса Клеандрова - 21 февраля 1902 года за литургией в семинарской церкви он произнес «нарочито приготовленное слово» о значении Н.В.Гоголя как писателя и как христианина [7] .
В годы учения Б. Клеандрова в Самаре город посетили два выдающихся духовных деятеля, ныне прославленные в лике святых, - митрополит Московский Владимир (Богоявленский) и протоиерей Иоанн Кронштадтский. Митрополит возглавил торжества по случаю 50-летия открытия Самарской губернии и епархии (14-15 мая 1901) [8] . Визит был официальным, но самарцы встречали высокого гостя с редким энтузиазмом: 10 годами ранее владыка был их правящим епископом, оставив по себе самую добрую память. О. Иоанн находился в городе 19-20 января 1902 года – это был уже его третий приезд в Самару. По приглашению протоиерея Николая Боголюбского кронштадтский пастырь побывал в семинарии. В ее переполненном храме он обратился к юношам с назиданием: «Достигайте, дорогие питомцы, совершенства во Христе. Это главная цель вашего образования. /…/ Именем Господа всех вас благословляю. Да поможет благодать Его во всей вашей жизни». «При выходе из семинарии, на десятках ступеней узкой лестницы столпились все четыре сотни учеников», - писал очевидец [9] . В Петербурге о. Борису Клеандрову предстоит устроить в своем храме придел во имя св. Иоанна Рыльского в память о «всероссийском батюшке», носившем имя этого святого, и служить под омофором митрополита Владимира (1912-1915).
В конце марта 1902 года протоиерей Н. Боголюбский получил назначение в Москву – профессором богословия Сельскохозяйственного института [10] . Семинаристы тепло провожали его. Трем воспитанникам выпала честь говорить прощальную речь о. Николаю от лица всех учащихся – одним из них был Борис Клеандров [11] . 10 апреля в Самару прибыл новый ректор - архимандрит Вениамин (Казанский), а на следующий день, в Великий Четверг, он уже совершал первую литургию в семинарской церкви. Во вступительном слове о. Вениамин обратился к ученикам не как высокий начальник, а как человек, всецело посвятивший себя служению их интересам: «Своим старанием, доверием ко мне вы помогайте мне успешнее и полезнее служить вам… Мы с вами делаем одно общее дело: приготовляем годных для жизни людей вообще, для того звания, к которому они предназначаются, в частности… Внимательного, добросовестно относящегося к своему делу человека везде ценят, а к пастырскому делу без этих качеств и приступать нельзя» [12] .
Архимандрит Вениамин поддержал и преумножил лучшие традиции, заложенные его предшественником. Свои педагогические взгляды он сформулировал так: «Мне кажется необходимым, чтобы будущие пастыри, изучая в теории все относящееся к их служению, видели бы применение теории в жизни здесь же, при школе» [13] . Стремясь «вдохнуть в дело воспитания семинарского дух животворящий», новый ректор завел будничную службу в домовой церкви – по средам, пятницам и субботам [14] . Небывалым в истории Самары крестным ходом ознаменовалась закладка нового семинарского храма. Он был организован о. Вениамином 12 мая 1902 года, через месяц после вступления в должность. Храм начали строить на краю города, куда предполагалось перевести и саму семинарию. Возглавлял шествие, в котором приняла участие вся корпорация и воспитанники, епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский). 65 семинаристов старших классов были одеты в стихари, собранные ради такого случая из всех городских церквей. Многие самарцы, заслышав мощное пение пасхального канона, невольно присоединялись к процессии, которая росла на глазах. «В промышленном городе … это был, кажется, первый день…, когда полутысячная толпа едиными усты и единым сердцем исповедовала громогласно, на людной улице, имя Христово – исповедовала с глубокой верой и юношеским одушевлением» [15] .
1902/1903 учебный год – последний год семинарской учебы Бориса Клеандрова - окажется самым плодотворным в ректорской деятельности архимандрита Вениамина. Уже в 1904 году на жизнь всей страны наложит отпечаток начавшаяся и бездарно проигранная Русско-японская война, а затем вихрь революции 1905-1906 годов потрясет даже духовные школы - учащиеся многих из них примкнут к забастовкам…
Опираясь на собственный петербургский опыт, о. Вениамин взял на себя руководство подготовкой семинаристов старших классов к внебогослужебной проповеди и религиозному просвещению народа вне храма. Образцовая школа при Самарской семинарии стала местом проведения воскресных вечерних чтений. Вход на них был свободным. Для города, где культурно-просветительная работа практически отсутствовала, эти еженедельные чтения быстро получили широкую известность. Открывая их 15 сентября 1902 года, о. ректор в слове перед молебном отметил: «Вы услышите повествования о св. угодниках Божиих… Будут вам читать описания святынь, которые разбросаны по России… Будут здесь у вас пение, музыка, которые будут также способствовать устроению вами спасения» [16] . Каждое чтение длилось около двух часов; в их программу входили несколько рассказов с демонстрацией «туманных картинок», декламация художественных произведений, исполнение духовных песнопений, игра на музыкальных инструментах. Борис Клеандров выступал уже на первом чтении и в дальнейшем оставался их постоянным участником. 13 октября, когда о. Вениамин впервые праздновал свои именины в Самаре, среди слушателей чтений присутствовал сам епископ Гурий. В тот день Б. Клеандровым было прочитано стихотворение архиепископа Херсонского Иннокентия «Не унывай». А «после чтений все принимающие в них участие ученики прошли в квартиру ректора и провели оставшийся вечер в мирной беседе за чайными столами» [17] . Даже в день своих именин о. архимандрит отдавал все свободное время воспитанникам.
Внебогослужебные беседы в 1902/1903 году открылись 24 ноября и были объединены темой «Учение Христово и жизнь по нему». Они проходили в семинарском храме, после воскресной вечерни. В начале беседы читалось по-русски очередное Евангелие. Толкование прочитанного текста давал сам ректор. Затем один из воспитанников предлагал заранее подготовленное поучение. Почетное право произнести проповедь за первой же беседой о. Вениамин предоставил Борису Клеандрову [18] .
А вечерами в первые четыре воскресенья Великого поста архимандрит Вениамин с особой торжественностью совершал «последования страстей Христовых» (пассии). Эти службы, давно привившиеся в юго-западном крае, в других частях страны еще почти не были известны. Семинаристы под руководством о. ректора подготовили к пассиям цикл проповедей о значении для верующих слов, произнесенных Господом с Голгофского креста. Борис Клеандров изъяснил третье слово с креста: «Жено, се сын Твой». На последнюю пассию собралось уже столько народа, что небольшой семинарский храм был переполнен. Один из самарцев, вероятно, впервые молившийся за подобной службой, так выразил свои мысли: «Дай Бог, чтобы юные кандидаты священства все больше расширяли свою деятельность. Большое спасибо и о. ректору, что он своей неустанной деятельностью побуждает юношество работать на пользу церкви» [19] .
Выпуск 1903 года составил 55 воспитанников. Борис Клеандров окончил семинарию по первому разряду, 15-м по списку [20] . 7 июня выпускники в последний раз собрались в семинарском храме на молебен. В прощальном слове архимандрит Вениамин подчеркнул: «Курс ваш по количеству весьма большой, какого еще ни разу не выпускала самарская Семинария. Выдающийся он и по тем силам и дарованиям, которые скрыты в нем и которые вы отчасти уже успели проявить в разных отношениях вне школы… Идите же вы на ниву Божию, тщательно и усердно возделывайте ее» [21] .
Вскоре Борис Клеандров был рукоположен во священника. Его служение проходило в селе Константиновка (Барсуковка) Николаевского уезда, в 80 км к югу от Самары, на реке Большой Иргиз. В холерную эпидемию 1892 года крестьяне этого села дали обет устроить в храме придел св. великомученика и целителя Пантелеимона. Исполнение обета совершилось только через 12 лет, в настоятельство о. Б. Клеандрова.
По приглашению своего бывшего ученика на сельское церковное торжество 21 октября 1904 года прибыл ректор семинарии архимандрит Вениамин [22] . После вечернего богослужения духовенство собралось в доме о. настоятеля. «О ректор разговаривал с о. Борисом, о чем им завтра говорить проповедь. О. Борис показал черновую запись проповеди на освящение придела. Приятно было видеть тетрадь, в которую молодым батюшкой немало было занесено говоренных им проповедей. На разные темы они говорились; но всюду было заметно, что пастырь сердечно относится к делу и вкладывает в него свою душу». Итак, первым храмом, где священномученик Вениамин сам возглавил освящение престола, стал скромный храм в селе Константиновке.
В 1907 году священник Б. Клеандров поступил в С.-Петербургскую духовную академию (курсом старше учился его одноклассник по семинарии священник Вадим Ястребов). В тот год исполнилось 20 лет с того времени, когда студентам столичной академии предоставили возможность участия в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви. В числе студентов-проповедников все 4 года обучения в академии ревностно трудился святитель Вениамин [23] . О. Борис, в пору студенчества, также активно включился в духовно-просветительскую работу – к ней он был подготовлен еще на семинарской скамье. В одной только церкви на Варгунинской писчебумажной фабрике он провел 23 вечерние беседы [24] .
Общество распространения религиозно-нравственного просвещения имело несколько храмов, построенных на пожертвованной ему земле. Один из них, каменный Воскресенский, был торжественно освящен в декабре 1908 года на Обводном канале, у Варшавского вокзала. Предшествующие 14 лет «у Варшавки» служили во временном деревянном храме, который ранее стоял в центре города, на Стремянной улице. На Обводный канал его перенесли после возведения в камне «коренного» храма Общества – Троицкого. Теперь появилась возможность использовать деревянный храм на третьем месте, еще дальше от центра столицы. Землевладельцы Овсянниковы, имя которых и сегодня носит Новоовсянниковская улица за Нарвской заставой, передали Обществу небольшой земельный участок в нескольких сотнях метров к западу от Петергофского шоссе, вблизи Путиловского завода.
Летом 1909 года была организована комиссия по постройке церкви на подаренном участке. Ее возглавил чертежник И.Т. Соколов (+ 30 ноября 1911), бескорыстными трудами которого на окраинах столицы был построен не один храм. Обязанности делопроизводителя комиссии взял на себя студент-священник Б. Клеандров [25] . Закладка храма состоялась 8 ноября 1909 года [26] . Новый, восьмой храм Общества, решено было посвятить преподобному Серафиму Саровскому (имя этого святого уже носили 2 храма Общества – за Невской заставой и на станции Графской). Строительство «начиналось без средств, в неизвестной местности, трудами людей, сошедшихся с разных сторон, незнакомых друг с другом, объединенных лишь желанием помочь святому делу» [27] . Однако с помощью Божией и благодаря редким организаторским способностям о. Бориса оно шло быстро и успешно.
Главный престол Серафимовской церкви за Нарвской заставой освящал ректор С.-Петербургской духовной академии епископ Ямбургский Феофан (Быстров) 24 января 1910. Ему сослужили председатель совета Общества митрофорный протоиерей Философ Орнатский, делопроизводитель протоиерей Павел Кульбуш (священномученик Платон, епископ Ревельский), настоятель Воскресенского храма у Варшавского вокзала протоиерей Петр Миртов. «Священником в новый храм назначен временно студент духовной академии о. Борис Клеандров. Пока храм беден и нуждается в пожертвованиях», - сообщалось в епархиальном журнале [28] .
В тот же день в Александро-Невской лавре состоялось посвящение архимандрита Вениамина во епископа Гдовского, викария С.-Петербургской митрополии. С самого начала своего епископского служения владыка Вениамин проявлял неизменное внимание к Серафимовской церкви и к о. Борису. Уже через 2 недели после хиротонии, 6-7 февраля 1910 года, он совершал здесь всенощное бдение и литургию и освятил правый, Пантелеимоновский, придел. [29] . 18 июня, накануне первого престольного праздника в жизни храма – дня памяти преподобного Серафима, владыка служил в нем всенощное бдение, с крестным ходом за литией. Освящение левого придела храма во имя св. Иоанна Рыльского 10 октября 1910 года также возглавил епископ Вениамин. Имя этого святого носил о. Иоанн Кронштадтский, благословивший постройку Серафимовской церкви и внесший первое пожертвование. За службой о. Иоанну была провозглашена «вечная память». Слово о значении храма в жизни христианина произнес сам владыка [30] .
Напряженное пастырское служение о. Борису Клеандрову полтора года пришлось сочетать с обучением в академии. Он не ограничился отправлением положенных служб, а весь отдался делу сплочения народа вокруг храма. Серафимовская церковь стала поистине «училищем веры и благочестия». Одних только поучений в 1910 году в ней было произнесено 563, из них 363 сказал сам о. Борис. Важнейшей обязанностью священника он считал борьбу с народным пьянством. Не случайно при новоосвященном храме сразу же было открыто Серафимовское общество трезвости. Эта инициатива нашла полную поддержку у владыки Вениамина, и полгода спустя, 29 июля 1910 года, он специально прибыл к местным трезвенникам, чтобы совершить «молебное пение об укреплении воли трезвящихся», с акафистом преподобному Серафиму [31] . Большое внимание о. Борис уделял церковному пению, видя в нем мощное средство для развития религиозного чувства. Он сам руководил народными спевками. Первого регента пришлось уволить. В мае 1910 года в храм пришел новый регент, Александр Петрович Андрианов, который, как и о. Борис, относился к исполнению своих обязанностей с любовью и редким трудолюбием. В результате у Серафимовской церкви появился замечательный хор, о котором один из архиереев, посетивших храм, отозвался так: «Это величайшее сокровище, которое вы приобрели».
Серафимовский церковно-народный хор через два года после своего создания, в мае в 1912 года, насчитывал 67 участников – подростков, мужчин и женщин, в основном из рабочей среды [32] . Для развития церковного пения 24 октября 1910 года было учреждено попечительство о хоре, председателем которого стал о. Борис. Правой рукой священника в попечительстве, как и во всех хозяйственных вопросах, являлся Михаил Иванович Заседателев. Он был одним из членов комиссии по постройки церкви, а после ее освящения стал церковным старостой. М.И. Заседателев имел специальность агронома-лесовода и служил в министерстве земледелия.
В октябре 1910 года в храм приглашают второго священника: окрестный люд стремился сюда к службам ежедневно, утром и вечером. За ранними литургиями было введено общенародное пение. В Петербурге тогда еще не получили большого распространения пассии (едва ли ни первым в столице их стал регулярно совершать святитель Вениамин), а в новой церкви за Нарвской заставой они сразу же вошли в обиход. Уроки, усвоенные о. Борисом Клеандровым в Самарской семинарии, позволили ему сделать свой храм особо притягательным.
Заботясь о повышении религиозного образования постоянных богомольцев, о. Борис еженедельно устраивал в церкви внебогослужебные чтения. Однако «жизнь, далеко ушедшая от церкви, предъявляла свои запросы, которые затрагивать с церковной кафедры не принято». Кроме того, прихожан о. Бориса отличал повышенный интерес к вопросам сельского хозяйства. Священник и здесь сумел придти им на помощь. По совету М.И. Заседателева о. Борис обратился в департамент земледелия с просьбой о дотации на устройство таких чтений. Средства были выделены, и о. Б. Клеандров с конца ноября 1911 года организовал воскресные сельскохозяйственные курсы в зале Нарвского общественного собрания. Каждое занятие он предварял религиозно-нравственной беседой [33] .
21 ноября 1910 года при Серафимовском храме была открыта бесплатная библиотека-читальня. Этот же день стал и днем рождения детского кружка. Два раза в месяц для его участников совершалась «детская литургия», за которой пели, читали, прислуживали сами дети [34] . На основе кружка через год сложилась церковно-приходская школа. Занятия в ней начались 1 октября 1911 года. Сначала школа могла принять всего 35 человек и размещалась на частной квартире [35] . О. Борис, кроме Закона Божьего, преподавал русский язык, уроки пения давал А.П. Андрианов. На должность учительницы русской истории была приглашена жившая неподалеку от храма гимназистка 7 класса Евлампия Голубихина - по окончании гимназии она осталась здесь работать постоянно. Свое редкое имя Е.П. Голубихина получила неслучайно – ее отец занимался торговлей лампадным маслом. В 1912 году в Серафимовской школе было уже 76 учеников. К церковно-школьному образованию о. Борис относился с особой ревностью, и всего за 6 лет школа при его храме достигла уровня женского епархиального училища. Священник умел приниматься за сложные дела, находясь в самых стесненных условиях. Очень скоро находились и энтузиасты, и жертвователи, и добрый плод не заставлял себя ждать.
|
|