Священномученик  Вениамин
 Краткая  биография
 Гдовское  викариатство
 Ректорский крест
 Студенческие  годы Вениамина
 Учитель и ученик
 Избрание  митрополита
 Списки дел  МТРП.Вениамина
“Дело  петроградских  церковников”
 Венец жизни  сященномученика  Вениамина
 Место расстрела
 Гдов
 Гдовский  Дмитриевский  Собор
 Родина св.  Вениамина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКТОРСКИЙ КРЕСТ. (Архимандрит Вениамин во главе Санкт-Петербургской духовной семинарии).

Нынешнее здание Санкт-Петербургских духовных школ (наб. Обводного канала, 17) с храмом св. Иоанна Богослова тесно связано с деятельностью священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. До 1918 года здесь располагалась столичная духовная семинария – архимандрит Вениамин (Казанский) был ее предпоследним ректором (1905-1909 годы). А еще раньше, в 1899-1902 годах, о. Вениамин занимал в ней должность инспектора.

Перед назначением на пост ректора Петербургской семинарии архимандрит Вениамин возглавлял духовную школу в Самаре 1 . Перевод состоялся 12 октября 1905 года. В те дни Россию захлестнула всеобщая политическая стачка: даже многие учащиеся прекратили занятия.

Архимандрит Вениамин вернулся в Санкт-Петербург в трудное для семинарии время. Учебный процесс и здесь был нарушен революционными событиями – в 1905 году “с октября воспитанники бастовали, а до октября готовили забастовку” 2 .

Первая встреча нового ректора со столичными семинаристами состоялась 12 ноября 1905 года. На ней делегаты от воспитанников просили о. Вениамина “поддержать их требования, вызываемые современными событиями”. Отец ректор “обещал оказать семинаристам полное содействие”. В тот же вечер ему была подана обширная петиция 3 . Ее пункты рассматривались не только правлением семинарии. К обсуждению условий, необходимых для умиротворения обстановки в этом закрытом учебном заведении, были привлечены и родители семинаристов. 15-17 декабря в Санкт-Петербургской семинарии проходило родительское собрание 4 – подобного прецедента в ее истории не было. Родителям, не уверенным в том, что их сыновья подчинятся семинарской дисциплине, предоставили право готовить детей к весенним экзаменам на дому.

Занятия были возобновлены лишь после Рождественских каникул, с 13 января 1906 года, “при условии обязательного исполнения правил, выработанных родительским собранием” 5 . При этом правление семинарии предупредило воспитанников, что в случае “новых волнений, семинария или отдельные классы ее будут на основании указа Св. Синода от 22. XII (№ 6619) закрыты до августа 1906” 6 . Учебный процесс спокойно продолжался до конца апреля, но 1 мая большинство классов вновь устроило забастовку, чтобы “выразить сочувствие пролетариату в его борьбе с буржуазией” 7 . На следующий же день все бастовавшие семинаристы были уволены под условием обратного приема лишь по экзамену. Им велели немедленно покинуть общежитие и разъехаться по домам 8 .

За партой остались всего два отделения – по одному из третьего и пятого класса. Поэтому и семинарский праздник 8 мая прошел более, чем скромно. Литургию и молебен служил о. ректор с несколькими столичными пастырями. За богослужением присутствовала небольшая группа учащихся, даже преподавателей было совсем мало 9 .

Забастовки 1905-1906 годов парализовали 48 семинарий из 58. Воспитанники требовали коренной реформы программ и всего учебного уклада. К этому времени в тиши синодального Учебного Комитета был разработан проект преобразования духовных школ, но рассмотрение его откладывалось теперь до созыва Поместного собора... Тем не менее, учебно-воспитательный строй духовных семинарий и училищ не мог оставаться без перемен – высшей церковной власти пришлось вводить их в виде временных правил. К согласованию необходимых изменений впервые в истории духовного образования в России были привлечены лучшие с точки зрения администрации руководители и педагоги духовных школ. Архимандрит Вениамин (Казанский) был одним из четырех вызванных на этот чрезвычайный съезд ректоров семинарий 10 . Съезд проходил в Санкт-Петербурге с 1 по 10 августа 1906 года. Руководил его работой председатель Учебного Комитета епископ Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий). С о. Вениамином он был знаком еще со времени своего ректорства в Московской духовной академии: летом 1903 года в ее стенах владыка оказывал гостеприимство семинаристам-экскурсантам из Самары.

Разработанный Комитетом проект обсуждался постатейно, наиболее трудные вопросы дополнительно рассматривали в подкомиссиях. В итоге программы семинарий претерпели существенные изменения. Преподавание общеобразовательных предметов было расширено, преподаватели получили право вносить изменения в те или иные разделы программы и выбирать учебные пособия “в целях оживления преподавания и более успешного приноровления его к пониманию учащихся”. Большое внимание было уделено вопросам сближения школы с церковью, усилению религиозного воспитания и пастырской подготовки. В этих целях рекомендовалось привлекать воспитанников к практическому участию в богослужении, проповеди, деятельности благотворительных и просветительных учреждений при приходских церквях. Впервые было внятно признано “облагораживающее влияние за занятиями и развлечениями эстетического характера”: семинаристам отныне не ставили препятствий в посещении театров, публичных концертов и т.д.

Закрывая съезд, епископ Арсений выразил надежду на то, что “это первое общение в труде Учебного Комитета с педагогами духовной школы положит начало постоянному их взаимообщению”. При этом он прямо подчеркнул, что время требует не только тяжелых трудов на духовном поприще, “но и жертв, порою может быть даже своею жизнью. В ту тревожную годину, которую переживает наше отечество, приходится видеть эти тяжелые жертвы на каждом шагу, их понесло отчасти уже и наше учебное ведомство, но они будут еще и впереди” 11 . Так еще за 16 лет до своей гибели священномученик Вениамин получил от одного из наиболее прозорливых иерархов ясное указание на жертвенный жребий церковного служения в России.

Выработанные на соединенных заседаниях изменения в учебно-воспитательном строе духовных семинарий и училищ были приняты Святейшим Синодом и введены в действие с 15 августа 1906 года “впредь до общего пересмотра уставов”. После утверждения императором 3 сентября 1906 года они получили силу закона 12 . Следует заметить, что многие из предписанных ко всеобщему исполнению положений, особенно по воспитательной части, архимандрит Вениамин уже использовал и проверил на практике в Самаре. Поэтому его роль в сближении духовных школ с жизнью, в совершенствовании учебного процесса в них представляется особо существенной.

8 августе – сентябре 1906 года в Санкт-Петербургской семинарии состоялись приемные экзамены для уволенных, причем для воспитанников шестого класса эти экзамены явились одновременно и выпускными. 25-м по списку семинарию окончил в тот год брат о. Вениамина Григорий Казанский 13 . В связи с тем, что в первый класс поступило 110 воспитанников, в нем пришлось открывать дополнительное, третье, отделение. В столичной семинарии подобного еще никогда не случалось. Занятия начались с 15 сентября. В 1906/1907 учебном году были осуществлены большие изменения в программах, согласно временным правилам, утвержденным Св. Синодом. А с 1907/1908 года, по инициативе правления семинарии с о. ректором во главе, в V и VI классах ввели курс гигиены и начальных знаний медицины 14 . О том, как полезно священнику быть сведущим по медицинской части, о. Вениамин убедился с детства, в родном приходе. Крестьянки очень часто обращались к его отцу за советами по уходу за детьми и больными.

9 ноября 1906 года скоропостижно скончался почетный блюститель семинарии и староста ее домовой церкви Пантелеймон Трифонович Бадаев. Извещение об этой утрате духовная семинария поместила в “Новом времени” 15 . 13 ноября последовал вынос тела в семинарскую церковь, где в тот же день епископ Ямбургский Сергий (Тихомиров) совершил литургию и отпевание (П.Т.Бадаев занял свою должность при семинарии в бытность владыки ее ректором). Архимандрит Вениамин также участвовал в службах. Интересно, что покойный был единоверцем, то есть происходил из тех старообрядцев, которые в свое время вошли в общение со Святейшим Синодом. Поэтому и отпевание совершалось по дониконовскому чину, и погребальную процессию на Охтинское единоверческое кладбище сопровождало единоверческое духовенство 16 . Впоследствии, в сане епископа Гдовского, святителю Вениамину еще не раз доведется служить по “старым книгам”: ряд лет он будет заведовать единоверческими приходами столичной епархии.

С-Петербургская Духовная семинария. Храм св. ап. Иоанна Богослова. Интерьер. фото начала ХХ в.Несмотря на то, что с осени 1906 года занятия шли свои чередом, отголоски революционных настроений давали знать о себе и в семинарских стенах. В апреле 1907 года воспитанники Санкт-Петербургской семинарии присоединились к “мнению товарищей семинаристов”, требовавших отмены переводных экзаменов. Заявление о том, что “мы временно подчиняемся насилию Св. Синода, но самым решительным образом протестуем против его постановления [об экзаменах – авт. ]” , принятое на сходке в семинарии, было разослано в редакции всех петербургских газет 17 . Вскоре сам архимандрит Вениамин стал жертвой хулиганской выходки двух семинаристов. “За дерзость, нанесенную в пьяном виде ректору семинарии в первый день праздника Пасхи” 18 – 22 апреля – они были немедленно уволены. А 29 января 1908 года в семинарию явились полицейские и, “предъявив о. ректору ордер охранного отделения, арестовали воспитанника VI класса Никитина” 19 . Двумя неделями ранее был арестован письмоводитель семинарии, у которого при обыске нашли документы нелегального “всероссийского семинарского союза”. Именно этот союз готовил забастовки в семинариях, акции протеста и даже террористические акты.

Как правило, наиболее “политически активные” учащиеся занимали последние места по успехам. При архимандрите Вениамине увольнения малоуспешных из семинарии не составляли редкости. По окончании 1906/1907 учебного года было исключено 36 воспитанников, из них – 11 второгодников, через год – еще 13. В печати можно найти изложение речи, сказанной о. ректором в семинарской церкви 3 сентября 1907 года, за молебном пред началом учения. “Современные юноши, возомнив себя “мудрецами” века, забывают самую главную свою обязанность. Если юноша пришел в школу и хочет учиться, то и должен учиться, а если при этом он явился в духовную семинарию, то должен знать вперед, какие обязанности налагает на него это учебное заведение. Всем, желающим заниматься какими-либо другими делами, кроме учения и молитвы в семинарском храме, тем здесь не место, категорически заявил о. ректор” 20 . Как и в последующей архипастырской деятельности, на посту ректора столичной семинарии о. Вениамин действовал кротко, но твердо. Он никогда не стремился ни обличить или унизить “отпавших”, ни удержать их силой: “Пусть тот из вас, в ком есть голос совести, твердо решит сейчас же, у входа в это духовное святилище, вопрос: оставаться ли ему здесь с нами или уйти, чтобы не вредить ни нам, ни себе? /.../ Кто не согласен или кому не позволяет его совесть подчиниться существующим здесь законным порядкам и требованиям, тот пусть уходит отсюда и ищет себе подходящих условий и порядков, подходящего режима” 21 .

Итак, архимандрит Вениамин успешно исполнил возложенное на него послушание: правильное течение жизни в духовной школе столицы было восстановлено надежно и без эксцессов. В дни празднования “осеннего Богослова” продвижение по пути нормализации получало даже наглядное отражение. В 1906 году семинарский праздник, вопреки обычаю, не был отмечен архиерейской службой – богослужения возглавлял о. ректор. Тем не менее, храм был переполнен 22 . Но уже в 1907 году в семинарском храме 26 сентября литургию служил сам митрополит Антоний, а всенощное бдение накануне - экзарх Грузии архиепископ Никон (Софийский; убит в Тифлисе 28 мая 1908). Только годичный акт, как и в предшествующем году, был отменен. Митрополит ограничился тем, что проследовал в столовую воспитанников и поздравил их с праздником 23 . Наконец, в 1908 году осеннее торжество семинарии возобновилось в полном объеме “прежних лучших дней”. За всенощной 25 сентября на литию и величание выходил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). Он же совершал праздничную литургию и молебен и присутствовал на годичном акте 24 . По отчету, в семинарии в 1907/1908 учебном году состояло 352 воспитанника и 23 наставника, не считая служащих при образцовой школе и низших должностных чинов 25 . Одним из 38 выпускников 1908 года был Александр Смирнов (19 августа 1883 – 16 августа 1957) – впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский Сергий.

Труды архимандрита Вениамина по оздоровлению столичной семинарии были отмечены орденом св. Владимира IV степени (6 мая 1907). А митрополит Антоний особо засвидетельствовал свою благодарность и признательность о. ректору осенью 1908 года. В воскресенье 12 октября, накануне дня ангела о. Вениамина и по случаю трехлетия его ректорства, митрополит отслужил литургию в семинарском храме 26 .

Как ректор семинарии архимандрит Вениамин стал председателем состоявшего при ней братства св. Иоанна Богослова. Ко времени его вступления в должность деятельность братства замерла и его средства почти перестали пополняться. Новый председатель поспешил исправить положение: если в 1905 году поступило всего 38 рублей членских взносов 27 , то в 1906 году – 401 рубль 28 . Взнос самого о. Вениамина составил 10 рублей, а самое щедрое пожертвование – 100 рублей – сделал св. Иоанн Кронштадтский. На семинарской даче близ Валдая в 1906 году провело лето 32 воспитанника. При них находились поочередно ректор и инспектор семинарии.

Епископ Арсений (Стаднрйкий)Заботясь в Санкт-Петербурге, как и в Самаре, о расширении кругозора воспитанников, архимандрит Вениамин возил их летом 1907 и 1909 годов в насыщенные впечатлениями дальние путешествия. Конечным маршрутом поездки 1907 года стал Соловецкий монастырь. 11 июня семинаристы-экскурсанты во главе с о. ректором отправились по железной дороге в Вологду, а оттуда до Белого моря – водой по Сухоне и Северной Двине 29 . Из Соловков в Петербург путь был намечен через Ярославль и Москву, с посещением Троице-Сергиевой лавры. В 1909 году о. Вениамин избрал началом паломничества-экскурсии древний Чернигов 30 . Затем он со своими питомцами побывал в Киеве, Полтаве, где уже шли приготовления к празднованию 200-летия победы русских войск в Полтавской битве Епископ Кирилл (Смирнов)(27 июня 1709), Святогорском монастыре Харьковской епархии. Из этого монастыря семинаристы вместе с о. ректором прошли ночью, пешком, 18 верст до города Славянска и там сели на поезд до Царицына 31 . Обратный путь лежал через Самару, Нижний Новгород, Владимир, Троице-Сергиеву лавру и Москву 32 .

В Успенском соборе Владимира, при большом стечении народа, о. Вениамин и его спутники отслужили панихиду на

могиле убиенного годом ранее архиепископа Никона (Софийского). В насыщенном ненавистью XX веке духовенство гибло от разбоя и

Митрополит Антоний (Вадковский)

террора и до октябрьского переворота...

Большое познавательное значение для семинаристов имела и поездка в Троице-Сергиеву пустынь под Стрельной, организованная о. ректором 4 октября 1909 года. Ее целью составляло знакомство с первой в России школой трезвости, открытой иеромонахом пустыни Павлом (Горшковым) в 1906 году. Здесь мальчики и девочки не только овладевали науками и ремеслами, но и проникались сознанием того вреда, который наносит людям алкоголизм. При школе существовала бесплатная столовая, велись религиозно-нравственные беседы. После молебна в Троицком соборе пустыни и подробного осмотра Сергиевской школы трезвости архимандрит Вениамин со своими спутниками – воспитанниками VI класса – посетил вечернее чтение. Помимо детей, на него собралось много местных жителей. О. ректор отслужил молебен и сказал слово, “полное сердечности и страстного обличения порока пьянства”. Затем иеромонах Павел предложил слушателям лекцию с туманными картинами. Семинаристы уезжали из пустыни с убеждением, что “здесь христианская деятельность приносит добрые плоды”. 33

Памятником периода ректорства архимандрита Вениамина в столичной семинарии стала образцовая церковно-приходская школа, построенная на семинарском дворе по проекту гражданского инженера Е.Л.Морозова 34 . Ее двухэтажное здание заложили весной 1907 года. Школа при семинарии создавалась образцовой в полном смысле этого слова. В ней, кроме классных комнат и квартиры учителя, было предусмотрено устройство большой школьной библиотеки, столовой и гимнастического зала. Сами классы оборудовались “новейшими усовершенствованиями по школьно-учебной части” 35 . Освящал школу 28 октября 1907 года епископ Гдовский Кирилл (Смирнов) после торжественной литургии, совершенной им в семинарском храме 36 . А летом 1909 года в этом храме была поставлена большая икона Собора Киево-Печерских святых. Ее привезли в благословение семинарии из Киева участники экскурсии-паломничества во главе с о. ректором.

Важнейшие даты в церковной и культурной жизни отмечались в семинарии тематическими вечерами. Так, 13 ноября 1907 года, в связи с 1500-летием кончины св. Иоанна Златоуста, там прошли чтения, на которых выступили с докладами преподаватели иеромонах Геннадий (Туберозов) и Х.М. Попов. В перерывах хор воспитанников исполнял песнопения из службы святителю 37 . В марте 1909 года в семинарии состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. Программа вечера была составлена “замечательно удачно и разнообразно”. В актовом зале собрались родственники многих семинаристов, присутствовал на вечере и о. ректор 38 .

В 1909 году Петербургская семинария праздновала свое столетие. Торжества были приурочены к осеннему дню памяти св. Иоанна Богослова. Они начались 24 сентября служением парастаса по почившим начальникам и преподавателям. На другой день служилась заупокойная литургия и панихида, за которой о. ректор сказал слово, посвященное памяти ушедших наставников. Эти службы, как и всенощную 25 сентября, возглавил епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), выпускник семинарии 1883 года. На литию и величание с епископом выходили нареченный во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, бывший преподаватель семинарии архимандрит Геннадий (Туберозов), о. ректор и архимандрит Митрофан (Землянский) – выпускник семинарии 1884 года. Праздничную литургию в день юбилея совершил митрополит Антоний с епископом Кириллом. Среди многочисленного собора духовенства были такие видные протоиереи, как председатель синодального Учебного Комитета Димитрий Беликов, настоятель Смольного всех учебных заведений собора Николай Розанов (ректор семинарии в 1880-1889 годах), Философ Орнатский, член правления семинарии священник Михаил Чельцов. “Не только семинарская церковь, но и коридоры были полны бывшими питомцами семинарии всех возрастов и жизненных положений. Были целые поколения: деды, отцы, сыновья и внуки” 39 . Среди них находился Н.А. Скроботов (1841 -1920) – автор “Памятной книжки окончивших курс в Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1811 по 1895 г.” (СПб., 1896) и редактор “Петербургского листка”. В этой газете появилась большая статья о юбилее с портретами всех семинарских преподавателей 40 .

На юбилейном акте был прочитан исторический очерк семинарии за сто лет, изданный отдельной брошюрой 41 . Затем митрополит вручил награды лучшим воспитанникам, в том числе Льву Парийскому (20 февраля 1892 – 23 ноября 1972) -впоследствии инспектору возрожденных Ленинградских духовных школ. Архимандрит Вениамин ответил благодарственной речью на все прозвучавшие приветствия и поздравления 42 . =>>>

 
 
 
НОВОСТИ

 Добавлен раздел о священномученике Вениамине,
Митрополите Петроградском и Гдовском
=>>>

Православная общественность пытается возвратить здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы =>>>

 Создан новый раздел фотографий, здесь можно посмотреть в каком плачевном состоянии находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы на сегодняшний день=>>>

 Икона дня

 

© 2004-2008, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Hosted by uCoz