Священномученик  Вениамин
 Краткая  биография
 Гдовское  викариатство
 Ректорский крест
 Студенческие  годы Вениамина
 Учитель и ученик
 Избрание  митрополита
 Списки дел  МТРП.Вениамина
“Дело  петроградских  церковников”
 Венец жизни  сященномученика  Вениамина
 Место расстрела
 Гдов
 Гдовский  Дмитриевский  Собор
 Родина св.  Вениамина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В сентябре 1911 года в Белгороде состоялось открытие мощей святителя Иоасафа (Горленко; + 10 декабря 1754). О. Борис, готовя прихожан к предстоящему всецерковному торжеству, уделил святителю несколько внебогослужебных бесед. Он также предложил соорудить для храма образ святого ко дню его прославлению, что и было исполнено. Затем священник подал рапорт Совету Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, в котором высказал пожелание как можно торжественнее освятить образ, с участием всех церквей Общества. Епархиальная власть усилила значимость события и распорядилась взять икону в кафедральный Исаакиевский собор для общегородского поклонения, с последующим перенесением в Серафимовскую церковь. Утром 4 сентября в Исаакиевский собор, к образу святителя Иоасафа Белгородского, с разных концов столицы направились три величественных крестных хода. Их вели три епископа – Туркестанский и Тургайский Димитрий, Гдовский Вениамин и Нарвский Никандр. Крестный ход из-за Нарвской заставой возглавлял епископ Димитрий. После литургии тот же преосвященный сопровождал шествие – уже с новосооруженным образом – в обратном направлении. До самого позднего вечера в Серафимовской церкви продолжались в тот день службы св. Иоасафу, а молебны с акафистом святителю стали совершаться в ней впредь еженедельно, по четвергам [36] . Так Иоасафовские торжества в Петербурге сделали неприметную деревянную церковь за городской заставой с ее настоятелем студентом-священником о. Б. Клеандровым известными повсюду в столице.

В 1911 году о. Борис Клеандров успешно, со степенью кандидата богословия, окончил духовную академию. 27 ноября он был официально определен на вакансию священника к Серафимовской церкви [37] , где прослужил к этому времени уже почти два года. Почти сразу же, 6 декабря, его награждают скуфьей «за отлично-усердную службу» [38] . А еще через несколько дней, 11 декабря, литургию в храме совершал епископ Вениамин. Накануне отмечалась память святителя Иоасафа (день его преставления), и в слове перед молебном владыка говорил о новом угоднике Божием, называя его русским Николаем чудотворцем [39] .

Беда, как всегда, пришла неожиданно. 27 июля 1912 года приход справил один из престольных праздников, день св. Пантелеимона, а в ночь с 28 на 29 число храм сделался жертвой пожара. В огне погибла почти вся его утварь, включая чтимый образ святителя Иоасафа, написанный к открытию его мощей. О. Борис Клеандров, извещенный о пожаре, успел с опасностью для жизни вынести только часть св. даров [40] . 29 июля он служил на пожарище молебен св. Серафиму. А через 5 месяцев здесь уже стоял новый храм, правда, не трехпрестольный, как сгоревший, а двухпрестольный. Его воздвигала прежде всего общая решимость окрестного населения возродить свой любимый дом молитвы. Большое значение имели также энергия и строительный опыт протоиерея Философа Орнатского. Совет Общества распространения религиозно-нравственного просвещения постановил передвинуть за Нарвскую заставу деревянный барак, имевшийся при каменном храме Общества на Выборгской стороне. Строительную комиссию возглавил церковный староста М.И. Заседателев, план здания исполнил губернский архитектор П.П. Трифонов, он же безвозмездно и заведовал работами. Радостный день окончания отделки временной церкви настал под самый Новый 1913 год. В воскресенье 30 декабря о. Борис Клеандров с множеством богомольцев встречал владыку Вениамина. Викарный епископ прибыл в возрожденный из пепла храм, чтобы освятить его главный, Серафимовский, престол (боковой престол во имя св. Пантелеимона освятили еще 9 декабря).

При пожаре сохранился образ Тихвинской Богоматери, и по желанию богомольцев в новом храме стали отмечать торжественным служением день явления этой иконы - 26 июня. В 1913 году накануне праздника всенощное бдение с акафистом здесь совершал епископ Вениамин. На службу, оповещенные повестками, собрались местные трезвенники. «После Евангелия на утрени владыка пред иконой прочитал молитву Божией Матери с прошением укрепить волю трезвящихся и обратить погибающих в пьянстве к трезвой жизни» [41] .

Интересно, что и тот барак, из которого на пожарище собрали новый Серафимовский храм, на старом месте также какое-то время был церковью. В 1898 году Общество устроило на Выборгской стороне деревянный Предтеченский храм, но он очень скоро сгорел. Было решено возводить каменный, а на время работ использовать как храм соседнее помещение для воскресных собраний трезвенников. Закладка временного храма в бараке состоялась 9 декабря 1899 года. В ней участвовал инспектор столичной духовной семинарии иеромонах Вениамин [42] – будущий Петроградский святитель.

С самого начала 1913 года у прихожан о. Бориса Клеандрова «установилось твердое, ровное настроение, которое производило впечатление, как будто бы и не было в жизни церкви тяжелого события – пожара. Как и раньше, ежедневно совершалось богослужение, ежедневно произносилось поучение и ежедневно на зов колокола стекались благочестивые богомольцы, особенно по вечерам, когда колокол церкви преподобного Серафима в окружности один призывал на молитву» [43] .

Восстановив храм, о. Борис с удвоенной энергией взялся за совершенствование Серафимовской церковно-приходской школы. В 1913 году ее педагогический персонал составляли 3 учителя общеобразовательных предметов, учительница рукоделия, учитель пения (регент церковного хора А.П. Андрианов), а также учитель сельскохозяйственных дисциплин – Тимофей Александрович Гужавин [44] . Последний служил в С.-Петербургской уездной земской управе инструктором по садоводству и огородничеству [45] . «Агрономический уклон» школы вполне соответствовал потребностям местных жителей. Среди прихожан о. Бориса большим успехом по-прежнему пользовались религиозно-нравственные чтения (к их участию стали привлекать и воспитанников духовной семинарии) с отделом по сельскому хозяйству. Сверх того, к заслугам о. Б. Клеандрова следует отнести открытие с 1 октября 1912 года Серафимовских сельскохозяйственных курсов с практическими занятиями, на которых читались не только специальные, но и общеобразовательные дисциплины. Финансирование курсов шло по линии департамента земледелия. Их программа с каждым учебным годом расширялась. 20 июня 1914 года курсы посетил владыка Вениамин. Он с любовью осматривал пчельник, помещенный в школьном саду, побывал на образцовом курином дворе и огороде. «В этот день для дорогого гостя был открыт улей, и пред владыкой был демонстрирован аппарат для выкачивания меда из сотов и мед был подан владыке к чаю» [46] . Начавшаяся через месяц Мировая война остановила деятельность курсов: большинство руководителей и слушателей ушло на фронт.

В конце 1913/1914 учебного года в Серафимовской церковно-приходской школе состоялся первый выпуск. Юбилеи 1913 года вывели ее на сцену общесС-Петербург. Храм прп. СерафимаСаровского за Нарвской заставой, где настоятельствовал свящ. Борис Клеандров. Фото 1910-х гг.твенного служения. 21 февраля, в день празднования 300-летия царствования Дома Романовых, после литургии, которую пели сами дети, в школе состоялось литературное утро. На него были приглашены родители и родственники учащихся. Вскоре, по просьбе Л.Э. Чеховской, начальницы расположенной поблизости польской гимназии, ученицы рукодельных классов устроили для гимназисток праздничное музыкально-литературное чтение. Оно было посвящено истории России за последние 300 лет, причем сам о. Борис Клеандров выступил на нем с докладом «Цари из Дома Романовых и славянские народы».

15 сентября о. Борис организовал в своей церкви и школе совместное празднование 1600-летия Миланского эдикта всеми церковными школами Нарвской заставы. Утром в Серафимовскую школу прибыл преосвященный Вениамин, откуда он в сопровождении духовенства и школьников шествовал «со славою» в церковь преподобного Серафима. Сюда же крестным ходом пришли ученики двух других школ. Архиерейская литургия была отслужена при пении сводного хора школьников. После нее епископ совершил молебен кресту и воздвижение креста под открытым небом. Днем в здании Общественного собрания состоялось чтение в присутствии владыки. Праздник креста закончился насаждением деревьев вокруг Серафимовской церкви – детьми руководил их учитель Т.А. Гужавин [47] .

Выпускники Серафимовской школы, поддержанные своими родителями, выражали желание пополнить полученное образование. Это натолкнуло о. Бориса Клеандрова на мысль создать при школе дополнительный класс. По его ходатайству Епархиальный училищный совет, состоявший под председательством епископа Гдовского Вениамина, 17 ноября 1914 года преобразовал Серафимовскую одноклассную школу в двухклассную и разрешил открыть при ней дополнительный класс «по более широкой программе» церковно-приходских школ. В 1914/1915 учебном году этот дополнительный класс начал действовать, и в него были приглашены преподаватели с высшим образованием [48] . Сам о. Борис вел уроки педагогики, а его брат Михаил преподавал в младших классах Серафимовской школы математику и природоведение [49] .

31 августа 1915 после литургии, совершенной в Серафимовской церкви епископом Вениамином в сослужении митрофорных протоиереев Александра Дернова и Философа Орнатского, епархиального наблюдателя церковно-приходских школ протоиерея Алексия Западалова и местного священника Павла Яценко состоялось освящение нового здания Серафимовской двухклассной церковно-приходской школы. За литургией теплое слово, обращенное к детям, сказал заведующий школой священник Борис Клеандров. Школа, где обучалось уже 160 человек, получила соответствующее ее потребностям здание из 7 классных комнат, обширного зала и квартир для учителей. В школьном саду имелись огород и пасека [50] .

Война не только привела к закрытию Серафимовских сельскохозяйственных курсов, но и сказалась на церковно-народном хоре. Многие из его участников были призваны в армию. Это заставило организовать постоянный хор из детей-школьников, который трудами А.П. Андрианова к концу 1914 года вполне заменил народный хор. В 1915 году, к пятилетию существования Серафимовского храма, при нем на основе общества трезвости было создано Братство во имя св. Серафима. Руководил братством о. Б. Клеандров, а председателем комитета и казначеем стал А.А. Васильев – владелец мебельного магазина на Петергофском шоссе, 43 [51] . Осознавалась необходимость заменить временный деревянный храм каменным, но по обстоятельствам военного времени даже закладка его откладывалась на будущее.

Освящение восстановленного после пожара храма Общества распространения религиозно-нравственного просвещения за Нарвской заставой, равно как преобразование церковно-приходской при нем школы в двухклассную и строительство обширного школьного здания происходили в годы пребывания на С.-Петербургской – Петроградской кафедре св. митрополита Владимира (Богоявленского). Святитель с большим вниманием относился к деятельности Общества, которое с неподдельной скорбью восприняло известие о его неожиданном перемещении в Киев 23 ноября 1915 года. 4 декабря в зале Общества на Стремянной улице состоялись проводы митрополита Владимира. Председатель Общества протоиерей Философ Орнатский доложил о принятом советом Общества постановлении: 1) наименовать Серафимовскую школу Общества за Нарвской заставой школой имени митрополита Владимира, 2) устроить во вновь сооружаемом каменном храме Общества за той же заставой придел в честь соименного владыке св. князя Владимира [52] . Второй пункт этого постановления так и остался нереализованным. Более удивительно другое: синодальное утверждение первого положения последовало только после Февральской революции. Определением Святейшего Синода от 7 июня – 5 июля 1917 Серафимовской двухклассной церковно-приходской школе, за Нарвской заставой в Петрограде, было присвоено имя преосвященного митрополита Владимира, пожертвовавшего на нужды школы до 10000 руб. [53]

Даже после оставления Петроградской кафедры митрополит Владимир продолжал оказывать покровительство инициативе о. Б. Клеандрова и кружка прихожан по повышению учебного уровня Серафимовской школы. «В настоящее время [1916/1917 учебный год – авт. ] на частные средства при этой школе под наблюдением священника Б.М. Клеандрова функционируют три дополнительных класса, но со временем эти классы решено преобразовать по типу и программе епархиальных женских училищ и войти в Учебный Комитет с ходатайством об учреждении при Серафимовской церкви первого частного епархиального женского училища, в котором и будут продолжать образование ученицы местной двухклассной церковно-приходской школы имени митрополита Владимира» [54] .

Труды о. Бориса вне храма получили высокую оценку в речи многолетнего делопроизводителя Общества распространения религиозно-нравственного просвещения протоиерея Павла Кульбуша. Эта речь, произнесенная в самом конце 1916 года, была посвящена значению церквей Общества в жизни столичного населения. «Район за Нарвской заставой имеет много своеобразного. Живой отклик деятелей на местные запросы вызвал к бытию не только привычные для храмов Общества органы религиозно-приходской жизни – общество трезвости, хор, библиотеку, народное пение, но и нечто новое – школу, ныне имени митрополита Владимира, которая готова очевидно сложиться в чисто церковное среднее учебное заведение, притом с практической складкой, в роде дополнительных курсов по пчеловодству, сельскому хозяйству, огородничеству и т.п.» [55]

Формальное преобразование дополнительных классов Серафимовской Серафимовский церковно-народный хор. В центре (с академическим значком)-свящ. Борис Клеандров. Фото 1912 г.двухклассной церковно-приходской школы в полноправное среднее учебное заведение при царском правительстве так и не произошло. Поскольку к весне 1917 года программа епархиальных женских училищ ученицами выпускного класса школы была пройдена, вставал вопрос о получении ими установленного аттестата. Совет Общества обратился в Святейший Синод с ходатайством о разрешении совету петроградского епархиального женского Исидоровского училища подвергнуть питомиц о. Бориса Клеандрова испытаниям за полный курс и аттестовать их. Это ходатайство было удовлетворено [56] .

Открытие Серафимовского женского духовное училища состоялось лишь к началу 1917/1918 учебного года, в первые месяцы после избрания святителя Вениамина на Петроградскую архиерейскую кафедру. Определением Святейшего Синода от 26-27 октября [в первый день после октябрьского переворота! – авт. ] избранный советом Петроградского Серафимовского женского духовное училища священник Борис Клеандров был допущен к исполнению обязанностей законоучителя и инспектора классов этого училища, с возведением в сан протоиерея [57] . Несколько ранее, к 29 июня 1917 года, по представлению архиепископа Вениамина о. Борис был награжден наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым.

В Неделю о Страшном суде, 25 февраля (10 марта) 1918 года, Серафимовское женское духовное училище праздновало 200-летие со дня рождения великого поборника православия архиепископа Могилевского Георгия Конисского. Постановление о всероссийском чествовании этой даты было вынесено на Поместном Соборе. Митрополит Вениамин служил литургию в церкви Путиловского завода, сделав этот день праздником всего за-Нарвского благочиния. В 3 часа дня в зале Серафимовского училища в присутствии митрополита состоялось торжественное собрание. Речь памяти архиепископа Георгия сказал протоиерей Борис Клеандров. В ней он провел мысль о том, что «на долю Российской церкви выпало самое тяжелое искушение – это искушение воли. Бороться с этими искушениями можно только укреплением воли своей в заповедях Божиих. Яркий пример такой борьбы о. Клеандров видит в трудах и деятельности “апостольского трудника” Белоруссии архиепископа Георгия Конисского, проявившего необычайную твердость в борьбе /…/ за целость и неприкосновенность православия» [58] .

Декрет Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданный в январе 1918 года, предусматривал преподавание общеобразовательных предметов только в учебных заведениях системы Наркомпроса, где безусловно запрещалось обучение религии. С начала 1918/1919 учебного года «диктатура пролетариата» уже загнала все народное образование в прокрустово ложе названного декрета. Урон, который понесла при этом отечественная культура, невозможно оценить. Жертвой декрета стали в первую очередь духовно-учебные заведения. Тот факт, что Серафимовское женское духовное училище создавалось исключительно на частные, а не на казенные средства и по инициативе «снизу», не имел для властей никакого значения.

Приговорив к уничтожению юное духовное училище, созданное трудами о. Бориса Клеандрова в гуще рабочего района, большевики не могли обойти вниманием и самого священника. Высокий авторитет и разносторонние таланты о. Бориса делали его неизбежной мишенью «красного террора», впервые развязанного по всей России в сентябре – октябре 1918 года. «Петроградская правда» в назидательных целях печатала списки расстрелянных «за период времени от убийства т. Урицкого до 1 октября» якобы «за систематическую агитацию против советской власти с целью поднять восстание против нее». Под № 39 в них значится: Клеандров Борис Макарьевич, священник [59] . Его учитель, митрополит Вениамин, дополнил число «убиенных за слово Божие» (Откр. 6:9) меньше, чем через четыре года.


[1] Вениамин, иеромонах. Поучение на 9-е сентября… // Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1899, № 40. C . 502.

[2] Бовкало А.А., Галкин А.К. Родственные связи св. митрополита Петроградского Вениамина // Из глубины времен. [Вып.] 8. СПб., 1997. С.147-160; Бовкало А.А., Галкин А.К. Род Казанских в истории Олонецкой епархии // Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. С.5-17.

[3] Российский государственный исторический архив [РГИА]. Ф.802. Оп.16. Д.513. Л.75. (Благодарю А.А. Бовкало за предоставленную возможность опубликовать обнаруженную им дату).

[4] Разрядный список учеников Николаевского духовного училища, составленный после годичных испытаний, бывших в мае и июне месяцах 1897 года // Самарские епархиальные ведомости [СЕВ]/ 1897, № 13 и 14. Приложение. С.1.

[5] Епархиальная хроника // СЕВ. 1897, № 19. С.860.

[6] П.И.П. Проводы бывшего ректора Самарской духовной семинарии, протоиерея Н.И. Боголюбского // СЕВ. 1902, № 9. С.404.

[7] Гоголевский юбилей // СЕВ. 1902, № 6. С.264.

[8] Праздник пятидесятилетия Самарской епархии (1851-1901) // СЕВ. 1901, № 11. С.693-647.

[9] Казанский К. Отец Иоанн Кронштадтский в Самаре // СЕВ. 1902, № 3. С.91-92.

[10] С 1911 протоиерей Н.И. Боголюбский был профессором богословия Московского университета и настоятелем университетской Татианинской церкви. В 1922 уклонился в обновленчество. См. о нем: Сорокин В., проф.-прот., Бовкало А.А., Галкин А.К. Духовное образование в Русской православной церкви при святейшем патриархе Московском и всея России Тихоне (1917-1925) // Христианское чтение (СПб). 1992, № 7. С.22, 40.

[11] Епархиальная хроника // СЕВ. 1902, № 8. С.385.

[12] Вениамин, архимандрит. Вступительное слово // СЕВ. 1902, № 9. С.395-399.

[13] См.: Бовкало А., Галкин А. Священномученик Вениамин – ректор Самарской Духовной Семинарии // Духовный собеседник (Самара). 1998, № 2. С.119-133.

[14] Бовкало А., Галкин А. Священномученик Вениамин – ректор Самарской Духовной Семинарии // Духовный собеседник (Самара). 1998, № 2. С.121.

[15] Закладка нового семинарского храма // СЕВ. 1902, № 10. С.494-495.

[16] Семинарская жизнь // СЕВ. 1902, № 19. С.927.

[17] Семинарская жизнь // СЕВ. 1902, № 21. С.1029.

[18] Внебогослужебные беседы в духовной семинарии // СЕВ. 1902, № 24. С.1218.

[19] Семинарская жизнь. Богослужение // СЕВ. 1903, № 3. С.384-386.

[20] СЕВ. 1903, № 13. С.111-112.

[21] Вениамин, архимандрит. Речь, сказанная воспитанникам Самарской Духовной Семинарии при окончании ими курса // СЕВ. 1903, № 13. С.679-681.

[22] Один из участников. Церковное торжество в селе Константиновке // СЕВ. 1904, № 22. С.1082-1087.

[23] Бовкало А.А., Галкин А.К. Студенческие годы св. митрополита Вениамина в Санкт-Петербургской духовной академии // Христианское чтение. 1997, вып.14. С.80-87.

[24] Простосердов А., свящ. Четверть века в борьбе за трезвость. Пгр., 1915. С.27.

[25] Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви в С.-Петербурге. Отчет о деятельности Общества за 1910 г . (существования Общества тридцатый). С приложением списков членов. СПб., 1911. С.36. [ далее - Отчет … за 1910 г .].

[26] Закладка храма во имя св. Серафима Саровского // Ведомости СПБ. градоначальства. 1909, № 241 (12 ноября). С.2.

[27] Отчет … за 1910 г . С.113.

[28] Епархиальная хроника. А) Освящение храмов // Известия по С.-Петербургской епархии. 1910, № 3. С.11.

[29] Освящение придела в храме св. Серафима Саровского // Петербургский листок. 1910, № 38 (8 февраля). С.2.

[30] Торжество в Серафимовской церкви // Петербургский листок. 1910, № 279 (11 октября). С.3.

[31] Отчет … за 1910 г . С.118.

[32] Годовщина серафимовского церковно-народного хора // Петербургский листок. 1912, № 133 (17 мая). С.14.

[33] Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви в С.-Петербурге. Отчет о деятельности Общества за 1911-й г. (существования Общества тридцать первый). С приложением списков членов. СПб., 1912. С.111. [ далее - Отчет … за 1911 г .].

[34] Там же. С.101-102.

[35] Там же. С.105.

[36] Там же. С.94-96.

[37] Известия по С.- Петербургской епархии. 1911, № 23. С.1.

[38] Там же. № 24. С.2.

[39] Отчет … за 1911 г . С.96.

[40] К пожару церкви св. Серафима // Петербургский листок. 1912, № 207 (30 июля). С.3.

[41] Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви за 1913 и 1914 г .г. (существования Общества 33-ий и 34-й). Пгр., 1915. С. 164. [ далее - Отчет … за 1913 и 1914 г.г.].

[42] Городская жизнь // Ведомости СПБ. градоначальства. 1899, № 265 (12 декабря). С.2.

[43] Отчет … за 1913 и 1914 г.г. С.146.

[44] Весь Петербург на 1914 год. СПб., 1914. Стлб. 581.

[45] Там же. Стлб. 310.

[46] Отчет … за 1913 и 1914 г.г. С.159.

[47] Там же. С.151-154.

[48] Там же. С.155-156.

[49] Весь Петроград на 1917 год. Пгр., 1917. Стлб. 537.

[50] Освящение 2-классной церковно-приходской школы // Известия по Петроградской епархии. 1915, № 35. С.5-6.

[51] Весь Петроград на 1917 год. Пгр., 1917. Стлб. 979.

[52] Проводы митрополита Владимира // Петроградский листок. 1915, № 334 (5 декабря), С.4.

[53] Определения Святейшего Синода // ЦВ. 1917, № 35. С.296.

[54] Частное епархиальное женское училище // Колокол. 1916, № 3155 (30 ноября). С.4.

[55] Кульбуш П., протоиер. О построении первого храма Общества религиозно-нравственного просвещения и значение этого события для дела религиозного просвещения // ЦВ. 1917, № 3. (Прибавления). С.63.

[56] В Серафимовской двухклассной церковно-приходской школе в Петрограде // Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917, № 17 (21 января). С.2.

[57] Определениями Святейшего Синода // ЦВ. 1917, № 46-47. С.423.

[58] Из жизни дух. учебн. заведений // Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918, № 3. С.3.

[59] От чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией // Петроградская правда. 1918, № 228 (18 октября). С.

А.К.Галкин

 
 
 
НОВОСТИ

 Добавлен раздел о священномученике Вениамине,
Митрополите Петроградском и Гдовском
=>>>

Православная общественность пытается возвратить здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы =>>>

 Создан новый раздел фотографий, здесь можно посмотреть в каком плачевном состоянии находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы на сегодняшний день=>>>

 Икона дня

 

© 2004-2008, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Hosted by uCoz